Мультимониторные конфигурации на базе карт AMD Radeon можно было строить, начиная с девайсов 5ххх серии. С видяхами на чипах NVIDIA такой вольницы не наблюдалось. Когда компания Zotac с присущей ей энергией взялась за изменение ситуации, на свет появилась серия видеокарт Multiview. Зайдя на сайт Zotac, я очень обрадовался, что редактор не дал мне на тест Zotac GTX 560 Ti Multiview, к которой можно подключить одновременно шесть панелей, не знаю где бы я их взял и, что самое интересное, куда бы я их взгромоздил.
Редкое сочетание желания попробовать новую фичу и возможности нельзя было упускать. Три имеющихся тестовых монитора, с трудом размещенные на столе, были подключены к следующим видеовыходам карточки: главный, 27", к DVI-порту, а два «маленьких», 24", через HDMI в имеющиеся два выхода. К моей большой печали, это нагромождение так и не заработало толком, и, как я ни пытался, данное трюмо-трельяж показывало только главным монитором. Поупражнявшись в португальском, я вычитал на тамошних форумах, что есть некий хитрый чип IDT VMM1402, управляющий DisplayPort, и он способен разделить видеопоток на два ручья, то есть превратить DP в Dual HDMI. Переходник для подключения двух HDMI-шнурков к DisplayPort предусмотрительная компания Zotac нам предоставила, но он продается отдельно, и хотелось обойтись без него.
В результате подключения разветвителя картинка зимнего храма Василия Блаженного растроилась у меня в глазах, а в представлениях Windows 7 два монитора калибра 24" являлись одним таксообразным с разрешением 3840х1080 пике. Я получил в свое распоряжение о-о-очень длинный «Рабочий стол» и вопрос «Что теперь с этим всем делать?». Конечно, запустить одновременно пару браузеров, на отдельном дисплее смотреть кино, параллельно с этим редактировать статью и переписываться - перебалтываться в Skype - это очень круто, но хотелось бы понять, как приспособить сие для игр. Моих геймерских талантов явно не хватило, потому как самое большее, что мне удалось, это запустить на двух экранах растянутый DiRT 3. Можно смотреть кино, только вот фильмов с таким соотношением сторон не существует, a Full HD-видеофайлы отображаются с черными полями по бокам, да и рамки по центру радости от просмотра не добавляют, но если все три экрана настроить в режиме «Дублировать рабочий стол», то эффект «магазина телевизоров» наличествует... Весело, одним словом.
Дальше было произведено вскрытие кожуха, снята система охлаждения, чтобы посмотреть, чем имеющаяся карта отличается от референса. Все используемые конденсаторы - твердотельные. Система стабилизации напряжения видеоядра имеет шесть фаз, для микросхем памяти Samsung - своя отдельная однофазная подсистема. После изучения datasheet чипов памяти было установлено, что рабочую частоту можно поднять на 25% без риска для здоровья чипов.
Алюминиевый радиатор имеет медное основание, в которое запрессованы две медные теплотрубки диаметром 8 мм. Система охлаждения справляется с жаром от GPU, что называется, на грани, при максимальной нагрузке температура ядра поднимается до 76°, а вентилятор калибра 75 мм, разгоняясь до 3660 об/мин, создает заметный гул. Собрав все обратно, имея ценную информацию о спецификациях микросхем памяти, был произведен разгон. Поиск «потолка» производился при помощи MSI Afterburner. Из GPU было выжато 935 МГц, память поднялась до 4808 МГц, а шейдерный блок достиг 1870 МГц. Но бедный вентилятор для того, чтобы удержать частоту в пределах 80°, раскручивался до 4500 об/мин, и рев стоял уже нешуточный. Разгон позволил поднять среднюю частоту обновления в играх и бенчмарках примерно на 10-15 кдр/с. К примеру, средний фреймрейт в DiRT 3 до разгона равнялся 62 кдр/с, после оверклокинга прибавил десять кадров. Результаты в S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky - а именно 38/55/54/26 кдр/с - стали такими: 42/59/68/29 кдр/с.
Очень неоднозначной получилась представительница серии MultiView от Zotac. Брать эту видюху «просто так» нецелесообразно, а вот если вы желаете собрать мониторопанораму, такая карта может это устроить. Только не забудьте про переходник Dual HDMI - в нем вся соль.