Такие системы, как на фото, в нашей практике встречаются нечасто. При создании этих компонентов о конечной стоимости думали далеко не в первую очередь. Главным здесь было реализовать собственную концепцию без оглядки на интеллектуальные, трудовые и финансовые затраты. Цель - бескомпромиссное качество звучания - оправдывала любые средства.
Ральф Коенен, основатель немецкой компании Progressive Audio, имеет свою точку зрения на то, как нужно проектировать «идеальную» аудиотехнику. Используя многолетний опыт инженерной работы в IBM, он идет к цели самым прямым и коротким путем. Ральф признает исключительно балансные схемы, поскольку они обладают минимальными нелинейными и фазовыми искажениями, и считает, что тракт должен уметь максимально широкую полосу пропускания.
В основу проигрывателя CD2 положены два стереофонических ЦАПа Burr-Brown РСМ1792 в симметричном включении, работающие в формате 24 бита/192 кГц. С них аналоговый сигнал поступает на двухтактные усилители и выходные буферы, а затем выдается на разъемы XLR. Выходы RCA здесь присутствуют в качестве опции для тех, у кого усилитель не поддерживает балансную конфигурацию. Вообще говоря, это правильное решение, чаще делают наоборот - обычный «однотактный» сигнал конвертируют в балансный, пропустив его через одну или две дополнительные микросхемы. Качества, как вы понимаете, это не добавляет. В CD2 даже цифровой выход балансный - профессиональный AES/EBU с трансформаторной развязкой.
Транспорт здесь очень редкий - Philips CD-Pro2 с верхней загрузкой, высоко ценимый специалистами за высокую точность считывания. Он установлен на алюминиевой платформе толщиной 8 см, которая, в свою очередь, развязана от корпуса амортизаторами. Моторизованная верхняя крышка массой 2 кг поднимается на шарнирных стойках с характерным жужжанием - по замыслу Ральфа, этот звук должен гармонично дополнять визуальные впечатления от проигрывателя. Их описывать не стану, все и так видно на фото. Корпус выполнен из толстых фрезерованных плит алюминия, чем и обусловлена внушительная масса аппарата —20 кг.
С 2011 года компания предлагает в качестве опции асинхронный вход USB с поддержкой 24 бита/192 кГц для приема аудиофайлов с компьютера. Им же за дополнительную плату можно оснастить и ранее выпущенные проигрыватели.
Усилитель А2 имеет вызывающе лаконичный внешний вид, где привычный регулятор громкости и чем, спрашивается, коммутировать источники? Все это делается с пульта и контролируется по люминесцентному индикатору. Архитектура - двойное моно с раздельными силовыми трансформаторами, сама же конструкция модульная. Впрочем, это в новой разработке Progressive Audio отнюдь не главное. Глядя на этот аппарат, ни за что не скажешь, что он может отдать в нагрузку 130 Вт в классе А - при такой мощности он должен иметь площадь теплоотводов и общую массу раз в пять больше. Весь секрет в том, что впервые в истории аудио Ральф применил в качестве выходных принципиально новый тип транзисторов MOSFET на основе карбида кремния. Они относительно недавно были разработаны в мюнхенском институте Фраунгофера, выпускаются небольшими партиями и в сотни раз дороже обычных. Зато такие структуры способны проводить огромный ток с минимальным выделением тепла, поскольку их эффективность на 50% выше, а кроме того, обладают в 15 раз более высоким быстродействием, выдерживают напряжение до 1700 В, а усилительные свойства сохраняются до температуры 600 град. Цельсия. Все это и позволило создать усилитель с повышенным КПД и полосой пропускания от 1 Гц до 1 МГц, причем без общей обратной связи.
Аппарат способен коммутировать как балансные, так и обычные источники и предусматривает подключение акустики по схеме biwiring. Акустические клеммы - Furutech с родиевым покрытием.
При создании акустических систем Blade замысел инженеров и фантазии дизайнеров вообще ничем не ограничивались - выпуск этих концептов был приурочен к 50 - летнему юбилею KEF. Любопытно, что десятая часть этого срока пришлась как раз на их проектирование.
Даже при очень внимательном рассмотрении вы не обнаружите ни малейшего стыка или шва на корпусе, который представляет собой совершенный монолит. По заказу KEF их изготавливает компания, специализирующаяся на постройке яхт: из стекловолокна с несущим каркасом из бальзы. Именно поэтому спрос на Blade опережает предложение: судостроители не успевают выполнять заказы аудиофилов. Вот и на всю Россию пока выделено только три пары таких систем. Стандартная отделка ограничивается белым и черным рояльным лаком, но для индивидуальных заказов цветовая гамма значительно шире. Аутентично перевести не берусь, включайте воображение: Garnet, Sapphire, Grigio, Racing Red, Racing Blue, Pale Gold, Orange Sorbet, Graphite, Stardust, Lemon Sorbet, Lime Sorbet и Snow White.
Понятно, что в данном случае экзотическая форма акустики не самоцель, а прямое отражение содержания. Параболическая лицевая панель препятствует дифракции, а отсутствие прямых углов минимизирует внутренние резонансы. Корпус с переменной толщиной стенок имеет сложную внутреннюю конструкцию - помимо ребер жесткости, в нем сделаны отдельные камеры для басовых драйверов и перегородки, «разбивающие» стоячие волны. Такие ухищрения позволили обойтись минимальным количеством звукопоглотителя, снижающего разборчивость звучания.
Все мы давно знакомы с коаксиальными СЧ/ВЧ-излучателями Uni-Q, которые KEF использует в своей акустике. В Blade эта концепция доведена до логического завершения, благодаря технологии Single Apparent Source, охватывающей и НЧ-драйверы, когерентность излучения теперь достигается во всем диапазоне частот. Сборка Uni-Q и четыре 9-дюймовых басовика расположены симметрично, причем последние установлены на боковых стенках корпуса строго напротив друг друга. За счет этого не только увеличивается площадь излучения, но и взаимно компенсируются вибрации корпуса. Эти головки, разработанные специально для Blade, имеют мощную магнитную систему, вентилируемые звуковые катушки и абсолютно жесткие полусферические диффузоры из пластмассы.
Была существенно улучшена и сама сборка Uni-Q. Диффузор среднечастотника отлит под давлением из сплава магния, лития и алюминия, а снаружи покрыт полимером LCP. Радиальные насечки увеличивают жесткость, плоский подвес расширяет диаграмму направленности, а звуковая катушка диаметром 75 мм хорошо охлаждается и не дает «тепловой компрессии». Купол дюймового твитера состоит из двух симметричных половинок, что исключает его деформацию при изменении температуры. Идея позаимствована у архитекторов - такой шов всегда предусматривают при строительстве мостов. Заднее излучение титановой диафрагмы демпфируется воздушным каналом, который одновременно улучшает охлаждение звуковой катушки.
Несмотря на то, что кроссоверы для Blade были оптимизированы под конкретный набор драйверов и в каждой колонке настраиваются индивидуально, инженеры KEF предусмотрели и внешнее разделение всех трех полос. Шесть клемм расположены на антирезонансной платформе, на которую также выведен порт фазоинвертора.
Мы подключили «Блэйды» по схеме biwiring, раздельными кабелями Oehlbach XXL для низкочастотной секции и сборки Uni - Q. Система была установлена на подиуме конференц-зала площадью около 100 кв. м с подвесными потолками и кафельным полом. Условия далеко не идеальные, но одной из задач, которые ставили перед собой создатели Blade, была как раз способность работать в любых помещениях.
И действительно, даже на симфонических записях, воспроизводимых на реально большой громкости, вертикальные отражения на звуковую картину практически не влияли. Единственное ограничение - расстояние до боковых стен не должно быть менее двух метров, иначе условия работы НЧ - драйверов на противоположных сторонах корпуса будут разными, и когерентность может нарушиться. В нашем случае панорама была выстроена равномерно по всей ширине сцены. Оркестр звучал слитно, мощно, с четко осязаемым нижним регистром, который здесь стоит отметить особо. Бас глубокий, как у 12-дюймового активного сабвуфера, он прекрасно контролируется усилителем, но при этом абсолютно свободен. И все же при чувствительности 91 дБ я бы не сказал, что Blade легкая нагрузка, раскачать четыре жестких диффузора - серьезная работа. И вот здесь, пожалуй, тот редкий случай, когда в большом помещении прослушивания с незначительными погрешностями создается копия концертного зала. И сходство не только в масштабе оркестра и почти неограниченной динамике - бережное сохраненные естественные реверберации и ранние отражения создают ту самую атмосферу, что мы ощущаем на реальном концерте.
Глубина сцены отслеживается четко, хотя большинство инструментов располагаются на двух передних планах. Музыку слушать приятно, даже сложные произведения воспринимается цельно, но при желании можно выделить любую мелкую деталь, как в кино с высоким разрешением на широком экране. Кстати, если поставить «Блэйды» на фронт в кинотеатральной системе, запросто можно обойтись без центрального канала, благодаря широкой направленности они перекроют всю сцену.
Деликатные камерные жанры, увлекающие слушателя не столько масштабом, сколько тончайшими оттенками, гармониями и артистизмом, тоже производят довольно сильное впечатление. На этот раз - филигранным построением пространства, четко прорисованными образами и высоким гармоническим разрешением. Здесь, кстати, возникает интересный парадокс: взгляд невольно притягивается к этим белым изваяниям, но на слух они незаметны - виртуальные образы вообще не привязаны к источникам звука. Единственное, что бы я отметил - легкую окраску, особенно ощутимую на женском вокале, которая в той или иной степени присуща всем моделям KEF Uni-Q. У Blade она не слишком чувствуется и имеет теплый «рупорный» оттенок, благодаря которому звучание может показаться даже более комфортным и уютным.
И напоследок комплексное испытание на динамику и деликатность - трек с записью китайских барабанов на диске. Здесь, как и бывает при живом исполнении, мощные и резкие удары сочетаются с тончайшими нюансами - долго и плавно затихающими послезвучиями, скрипом и металлическими отзвуками стоек... Помимо этого, система прекрасно держит ритм, ни один удар не затянут, и даже сложнейшие партии, причудливо разложенные по каналам, не «съезжают» с общего темпа. Я не слышал ни малейших турбулентных или корпусных призвуков, за счет чего общий рисунок и оказался настолько четким.
Вообще говоря, подобные испытания не для усилителей класса А - они проектируются отнюдь не для демонстрации грубой силы. Вполне допускаю, что А2 полнее раскроется с более легкой акустикой, а «Блэйды» с полукиловаттными моноблоками. Но и в описанном сочетании эти арт-объекты способны продемонстрировать индивидуальный звуковой почерк.
Профиль участника
Компания Progressive Audio даже у себя в Германии известна лишь небольшому сообществу ценителей бескомпромиссного High End Audio. Основал ее в 1995 году Ральф Коенен, долгое время прослуживший инженером в IBM. Будучи большим любителем музыки, он разработал собственную концепцию идеального воспроизведения: «Максимальной естественности звучания можно достичь лишь при абсолютной электрической и акустической фазовой линейности». Она и положена в основу всех проектов Ральфа, которые реализуются в железе примерно раз в два года. Сейчас в каталоге Progressive Audio напольные акустические системы. Elise, Pearl и Transformer, две модели CD-проигрывателей и два интегральных усилителя класса А - А1 и более мощный А2, а также фонокорректор, внешний ЦАП и полный комплект кабелей. Небольшая фабрика и офис Progressive Audio расположены в пригороде Эссена, практически в чистом поле. Все компоненты изготавливаются вручную из материалов, имеющих экологический сертификат ISO.