Компания Atlas Cables была основана 10 лет назад группой британских ритейлеров, специализирующихся на продаже Hi-Fi-техники. Поскольку все акционеры - специалисты в этой области и любители музыки, они прекрасно понимают, как кабели могут повлиять на звучание, и знают, что нужно делать, чтобы добиться от них нужных качеств. Но почему же они решили заняться именно кабелями, ведь конкуренция в этой сфере невероятно высока? С этого вопроса началась наша беседа с разработчиком и владельцем компании Джоном Керриком, который приехал в Москву, чтобы на практике продемонстрировать новые разработки Atlas.
J.C.: Конкуренция действительно высока, и, тем не менее, высокотехнологичных изделий, в которых используются оригинальные ноу-хау, очень мало. Большинство кабелей на рынке - китайский OEM, который с точки зрения звука вообще ничего собой не представляет. Эта безликость и порождает бесконечные дискуссии о влиянии или невлиянии кабелей на звучание.
CAV: Какими же высокими технологиями обладает Atlas Cables?
J.C.: Для изготовления проводников мы используем только очень качественные материалы, в частности, медь OFC 5N или ОСС чистотой до 7N. ОСС означает Ohno Continuous Casting - метод непрерывного литья, разработанный профессором Оно в Технологическом институте префектуры Чиба в 1985 году. Конечно, эти разработки предназначались не для хай-фай-индустрии, это был заказ от авиастроительных концернов. Проводник, состоящий из одного кристалла, лучше передает информацию, поскольку в нем меньше примесей и отсутствуют граничные переходы. Позднее профессор Оно продал лицензии на использование метода нескольким кабельным компаниям, в т.ч. китайским.
Другой очень важный аспект при производстве кабелей - тип диэлектрика. В кабелях с проводниками OFC мы используем полиэтилен, а в более дорогих ОСС-моделях - тефлон. Он химически пассивен, не взаимодействует с медью, но имеет очень высокую температуру плавления. Если покрывать проводник ОСС горячим тефлоном, медь вернется в исходное поликристаллическое состояние, так что нам пришлось разработать собственный способ нанесения изолирующего слоя с быстрым охлаждением. По этой же причине в кабелях Atlas не используется пайка- все контакты обжимные.
А важен диэлектрик потому, что именно от его свойств зависят «энергетические» потери и скорость распространения сигнала. Чтобы их снизить, мы создали принципиально новый материал - микропористый тефлон, что позволило на 70% улучшить скоростные характеристики и расширить полосу пропускания. Эта технология, в частности, используется в серии Mavros - включив такой кабель в систему, вы сразу услышите разницу в звучании. Он дает больше воздуха, способен передать малейшие нюансы атмосферы, сформированной отражениями в зале, где делалась запись.
Ну и наконец, очень важно качество наконечников. Мы предпочитаем медные с позолоченными контактами, а в терминалах RCA имеется специальный «зуб», повышающий надежность соединения. Для правильного согласования цифровых аудиокомпонентов кабель должен иметь волновое сопротивление 75 Ом, иначе появится джиттер из-за отражений сигнала. А волновое сопротивление, как известно, определяется отношением диаметров внешней части разъема и его центрального элемента. Это требование удовлетворяют только терминалы BNC, но никак не RCA, которые сплошь и рядом используются в коаксиальных кабелях. К сожалению, входы и выходы BNC очень редко встречаются в домашних AV-компонентах, поэтому нам пришлось проектировать наконечники RCA особой конструкции, с сопротивлением, близким к 75 Ом.
На всех наших разъемах имеется серийный номер - это главное отличие оригинальных кабелей Atlas от подделок, которые начали появляться на рынке.
САУ: Насколько геометрия влияет на звуковые характеристики кабеля?
J.C.: Если соединить аудиокомпоненты парой параллельных проводников, то на выходе мы получим совсем не то, что было на входе. Магнитные поля, возникающие вокруг проводника с током, обязательно нужно компенсировать, иначе они будут препятствовать прохождению сигнала. Особенно это заметно в акустических кабелях, где токи довольно большие. Самая простая конструкция, которую мы применяем - витая пара или этот же принцип, но с большим количеством проводников, распределенных в отдельные группы.
САУ: Как вы считаете, необходим ли экран в акустических кабелях?
J.C.: Нет. Мы экспериментировали с этим и пришли к выводу, что в неблагоприятной обстановке экран может оказаться полезным, но при условии, что его есть куда заземлить. В настоящее время, по-моему, единственный производитель, Таnnоу, оснащает свои АС отдельной «земляной» клеммой. На усилителях ее тоже почти никогда не бывает, так что для большинства потребителей экранированный кабель лишь создаст лишние проблемы. Хотя должен признать, что в некоторых случаях он способен улучшить звучание на высоких частотах.
САУ: Имеет ли смысл говорить о скин-эффекте в аудиокабелях? Сказывается ли он на звучании?
J.C.: Многие считают, что в звуковом диапазоне скин-эффект не проявляется. Это верно, если нет других негативных факторов. Например, потери в диэлектрике на высоких частотах в сочетании со скин-эффектом уже могут быть заметны на слух как недостаток «воздуха», упрощение атмосферы. Поэтому мы стараемся свести все подобные эффекты к минимуму.
САУ: Приходилось ли вам экспериментировать с редкими металлами типа родия, теллура и т.п.?
J.C.: Родий мы используем в некоторых типах наконечников, другие редкие металлы не дали сколь-нибудь заметного эффекта. Медь, серебро - вот лучшие проводники для кабелей любого класса.
САУ: Насколько оправданно применение балансных кабелей в домашней системе?
J.C.: При длинных соединительных линиях польза очевидна, об этом и говорить не стоит. Можно услышать разницу и в системах класса High End, поскольку при подключении компонентов по XLR организация «земли» получается оптимальной, а прямой и возвратный пути сигнала абсолютно идентичны.