Среди монолитных зданий мини-города Samsung я обнаружил площадки для игры в баскетбол и большой теннис. Они пустовали - все-таки рабочий день, однако в обеденный перерыв в одном из корпусов я наблюдал, как пять флейтисток исполняли классические произведения перед сидящими на стульях зрителями. Даже меня это вдохновило на трудовые свершения. В целом, атмосфера в штаб-квартире Samsung Electronics доброжелательная и деловая, но без суетливости и напряжения.
Первым делом журналистов традиционно завели в шоу-рум, чтобы рассказать о важных вехах и достижениях. Огромный зал назывался Digital Media Gallery. Рассказ заменил видеоролик на русском языке. В нем шла речь об активной позиции компании в мире, о том, что она стремится к «счастью для всех», что в ней практикуют взаимоуважение и взаимопонимание, думают о будущем, а будущее, в свою очередь, начинается с инновационных изменений, технологий, ориентированных на человека, и, в конце концов, лидером будет Samsung.
После этой фразы многие, скорее всего, улыбнутся, а вот я стал лишь серьезнее, поскольку прекрасно осознаю, что шансы у компании есть, и весьма значительные. Еще во время первого визита в Корею в середине 90-х годов для знакомства с производственными мощностями Samsung Electronics я упорно добивался ответа на вопрос: почему, начав с риса, компании удалось добиться таких достижений? Понятно, что «мистер Ли работал лучше, чем все остальные» - это не ответ. А вот «уникальная философия менеджмента первого президента фирмы» - это уже ближе к истине. «Это была революционная философия, основатель компании старался предоставить каждому работающему условия для максимальной реализации своих возможностей». По крайней мере, где бы я ни появлялся, нигде не видел ни одного недовольного лица. В то же время в московских представительствах западных фотографических компаний я постоянно наблюдаю неспешные фигуры с недовольными физиономиями. То ли работа не устраивает, то ли оклад, или они руководствуются примитивным и ошибочным принципом «а у соседа жена все равно красивее»?
Мы побродили по гигантской шоу-рум, посмотрели на телевизоры, ноутбуки, фотокамеры и проч., потрогали со всех сторон напольный кондиционер (высотой со шкаф) с управлением через Интернет по ориентировочной розничной цене $2500, восхитились ЗD-технологиями и двинулись дальше. Фотоистория Samsung началась в конце 70-х годов прошлого века, когда компания решила войти в мировой фотобизнес. Поскольку опыта в производстве камер не было, корейцы делегировали группу инженеров в японскую компанию Minolta. В течение четырех лет Samsung оплачивал их стажировку, участие в совместных разработках и проч. В результате в 1979 году была выпущена пленочная камера Hi-Matic Strobo. Хотя, по сути, это была совместная разработка, на корпусе стоял только один логотип - Minolta. Спустя несколько лет, в 1983 году, увидела свет зеркалка MinoltaX-300, тоже без логотипа Samsung. Он появился на компактной камере Samsung SF-A в 1984 году. После чего, начиная с 1985 года, корейцы решили начать свою игру на фоторынке.
Я внимательно рыскал глазами по презентационным стендам в поисках не фотографии, но реального образца зеркалки Samsung SR4000, которая была основой оригинальной фотосистемы Samsung, но, к сожалению, ничего не обнаружил. Аппарат удалось увидеть в другой шоу-рум, на заводе в IyMH/Gumi, куда мы прибыли на следующий день.
Завод в Гуми
В расположенном в 280 км от Сеула городе Гуми находится крупнейший индустриальный комплекс в Корее - 2,3 км². Более 1700 компаний здесь обеспечивают рабочими местами 980 тыс. человек. Помимо зеркалки Samsung GX-1 в шоу-рум на заводе Samsung я увидел старую черно-белую фотографию, на которой узнал Дирка ван дер Шпека (Dirk van der Spek), менеджера-координатора фотопанели ассоциации европейских журналов EISA. Снимок был сделан по случаю присвоения в 1994 году компактной камере Samsung ЕСХ-1 с 4-кратным зумом награды EISA.
Пока нас водили по заводу, я внимательно оглядывался вокруг. За окном было 33 градуса жары, однако озеленители тщательно косили траву на газонах. В одном из помещений плакат призывал сотрудников не выбрасывать ненужные деловые бумаги в урны, а пользоваться измельчителями-шредерами. В отделах на стенах крупноформатные фотографии, их авторы: Hwang Mambok, Yang Jaemoon, Lee Yongsoon. Понятно, что все снимки сделаны с помощью камер Samsung NX.
Нам показали лишь некоторые производственные помещения, причем, если в одни мы заходили, то работу других наблюдали через окно в коридоре. Во многих местах задействованы роботы, люди лишь следят за техникой. Например, заготовки пластиковых форм для оптических элементов объектива производятся на фрезерных станках с программным управлением GF AgieCharmlUs Micron XSM600, в цехе, где шлифуются эти элементы, стоят аппараты EROWA Robot Multi Twin. В качестве сырья используют поставки японских компаний Ohara и Sumita.
На заводе изготавливают объективы для фото- и видеокамер, сотовых телефонов, систем видеонаблюдения. В коридоре нам показали график, где указывались объемы производства по направлениям: фотокамеры - 74,9%, мобильные устройства - 9,6%, камкордеры - 4,3%. Увидел я на круговой диаграмме и такую дольку: «Copal —4,4%». Задал вопрос. Оказалось, что это выполнение заказов японской компании Nidec Copal Corporation. Также, как мне удалось узнать, здесь делают оптику для компании Sekonix. Сборку фотокамер и объективов мы наблюдали из-за стекла, поскольку для нее требуется чистое помещение: частицы пыли не могут превышать 15 микронов. Раньше на заводе применялся конвейер, однако со временем его признали неэффективным, особенно для контроля готовой продукции, поэтому сейчас на этапе сборки применяются т.н. участки сборочной линии (block - cell), где задействовано 5-7 человек. На сборку объектива уходит 15 минут. Пока мы стояли за стеклом, над головами рабочих я разглядел таблички с информацией о моделях, которые собираются в настоящее время: NX11, NX200, 18-55, 85/1.4, 60/2.8.
Говорить, что в этом помещении из разрозненных деталей за такое-то количество минут собирают единицу фототехники, не совсем корректно. Многие операции, как правило, не требующие особых навыков, выполняются за пределами завода т.н. партнерами Samsung Electronics. На фабрику привозят уже полусобранные корпуса, в которых отсутствуют дисплей, матрица и прочие высокоточные узлы. Я видел эти пластиковые ящики своими глазами - полусобранные корпуса лежали в специальных вакуумных упаковках.
На заводе нам так же не разрешили фотографировать. Вообще, нам, журналистам, показывали и рассказывали много всего интересного. Мы обедали с вице-президентом Samsung Electronics (pigital Imaging Division) Kim Seok-Beom, ужинали с другим вице-президентом Samsung Electronics - Seungsoo Park, однако последний сразу предупредил, что все его слова «не для печати». С первым, вернувшись в Москву, я связался, однако разрешения на обнародование хоть какой-либо информации до отправки этого материала в печать так и не дождался... Тем не менее, одно я могу сказать не таясь: в следующем году от компании Samsung Electronics можно ожидать много сенсационных новинок. А что именно будет, вам пока придется погадать. Как и врачи, настоящие журналисты умеют хранить тайны.