У каждого серьезного разработчика акустических систем обязательно имеется материал-фаворит, специфика которого во многом и определяет то, что мы называем фирменным звуком. Для акустиков Canton таким источником инженерного вдохновения давно и, видимо, надолго стал алюминий.
От огромного международного аэропорта Франкфурта-на-Майне до городка Вайльрод можно добраться меньше чем за час, однако этого времени хватило, чтобы перенестись в совершенно другую действительность. Преодолев по узкой лесной дороге горный перевал, мы оказались в удивительно тихом уединенном селении - трудно даже представить, что находится оно в центре самого промышленно-развитого района Западной Европы.
Штаб-квартира ведущего немецкого производителя акустики Canton расположена в здании бывшей школы, собственно, именно здесь в 1972 году компания и была создана.
По словам Гюнтера Зайтца, единственного ныне живущего основателя Canton, в тот момент на фабрике трудилось всего 36 человек, однако буквально за 4-5 лет фирме удалось создать себе достойный имидж и занять сильные позиции на местном аудиофильском рынке.
Сегодня Canton - бесспорный лидер, на долю которого приходится без малого четверть проданных в Германии акустических систем. На данный момент в компании 145 сотрудников заняты в полном производственном цикле - от исследований и проектирования до изготовления динамических головок и упаковки продукции. Помимо административной работы, в корпусах старой немецкой школы производятся сборка и настройка акустики верхних модельных линеек, например, Reference, флагманская модель которой весит 96 кг и воспроизводит басы начиная с 18 Гц. Здесь же расположен и сервисный отдел, а также святая святых - исследовательские лаборатории, в которых на свет появляются все новые разработки.
Ключевой элемент, на котором построена вся звуковая концепция Canton, в буквальном смысле слова лежит на поверхности - это алюминий. Из него изготавливаются диффузоры почти всех динамических головок, независимо от ценового сегмента и воспроизводимой полосы частот. Не секрет, что металл перспективный, однако далеко не самый беспроблемный акустический материал. В частности, плюсы, проистекающие из жесткости, а, следовательно, низкого уровня деформаций мембраны, запросто могут быть сведены на нет возникающими в ней высокочастотными резонансами.
По словам ведущего инженера Canton Франка Гебла, алюминий в звуковом плане обладает просто огромным потенциалом, а его негативные особенности вполне поддаются коррекции, особенно в том случае, если разработчик располагает таким опытом и парком аппаратуры, как у инженеров Canton. К примеру, с резонансами удается справляться благодаря их четкой частотной локализации, а высокой равномерности АЧХ на низких и средних частотах можно добиться за счет точного подбора характеристик резинового волнообразного подвеса - он, между прочим, является запатентованным ноу-хау. Еще одна фирменная тонкость - намотка звуковых катушек исключительно на алюминиевых каркасах: такое решение не только способствует оптимальному теплообмену, но и опять-таки позволяет избежать появления лишних резонансов.
Кстати, одно из самых последних технологических новшеств - полный отказ от чисто целлюлозных диффузоров для басовых драйверов, теперь здесь тоже будет использоваться алюминий, правда покрытый с внутренней стороны слоем демпфирующего материала.
Справедливости ради нужно сказать, что горячая приверженность металлу ничего общего с фанатизмом в данном случае не имеет. Например, в отличие от многих конкурентов корзины высококлассных головок на Canton не отливают из легких сплавов, а экструдируют из сверхжесткого поликарбоната с добавлением углеродных волокон.
Франк показал нам безэховую камеру со звукопоглощающими стенами толщиной 70 сантиметров. Она не просто гасит звуковые отражения, но делает это совершенно равномерно, а потому может использоваться для идеально точной акустической доводки колонок. Однако даже сверхточные измерения не становятся для разработчиков истиной в последней инстанции, поскольку окончательный вердикт о совершенстве звучания в любом случае выносят не приборы, а эксперты - после долгого и тщательного контрольного прослушивания.
Одно из проявлений их перфекционизма - радикальное изменение конструкции твитеров. Долгое время пищалки Canton оснащались алюминиевыми куполами с керамическим напылением, однако в ближайшее время намечен переход на более продвинутую технологию: керамика будет наноситься на металл с обеих сторон, причем новым методом, предполагающим куда более плотное взаимопроникновение материалов, а значит большую жесткость и, соответственно, лучшую линейность на частотах свыше 16 кГц.
Интересно, что алюминиевые мембраны - один из крайне немногочисленных компонентов, которые закупаются в Юго-Восточной Азии, в основном на Тайване. По большому счету все ключевые партнеры Canton расположены в нескольких часах езды от Франкфурта на автомобиле - корпуса изготавливаются в Польше, а большая часть сборочного производства, включая полный цикл создания динамиков, базируется в пограничном с Германией чешском местечке Длохи Уезд. Кстати, по масштабам западноевропейских компаний производственная мощность немецких акустиков впечатляет - каждый день под брендом Canton выпускается от полутора до трех тысяч динамических головок и, соответственно, до 1500 готовых акустических систем.
Ну и в завершение о перспективах. Недавно Canton анонсировал появление семейства компактной беспроводной аппаратуры Flexydelity, в которое входят iPod-док, USB-адаптер для компьютеров PC и Mac, а также две модели активных колонок. По информации от разработчиков, в единой домашней сети может быть собрано до трех источников и трех пар акустики, причем передача сигнала будет происходить с рекордно низкими для беспроводных сетей задержками - порядка 19 миллисекунд.