Падение Kodak

Печально и поучительно окончилась еще одна глава в многолетней истории компании Kodak, объявившей этой зимой себя банкротом и подавшей заявление о защите от кредиторов. Печально тем, что будущее некогда инновационной и передовой компании теперь под большим вопросом; поучительно - потому что доказывает, что ничего вечного, особенно в такой переменчивой сфере, как IT, нет.
Но мы, ни в коем случае не хотим делать из этого текста некролог. Банкротство - это только звучит так страшно. На самом деле, по большому счету, это лишь означает, что у тебя, вероятно, заберут все, чтобы покрыть долги, а если этого всего не хватит, тебе спишут остаток. Но и так никогда не происходит. Kodak уже получила кредит в размере 950 млн. долларов, который будет пущен на восстановление бизнеса.
И, возможно, у нее получится. Но сейчас акция компании стоит меньше доллара, ее капитализация составляет $5,1 млрд., а должна она $6,8 млрд. Вот такая вот безрадостная арифметика. Пятьдесят или даже сто лет назад такое положение вещей владельцам Kodak могло разве что присниться в самом страшном ночном кошмаре.
Исторические кадры
Компанию основал простой банковский служащий Джордж Истмен. В 1879 году он сконструировал машину для нанесения фотоэмульсии на пластины. А уже через шесть лет миру была представлена первая фотопленка. В 1888 году Истмен показал первый фотоаппарат с пленкой на сто кадров, который назывался Kodak. Он стоил бешенных по тем временам 25 долларов, но это был вполне потребительский фотоаппарат, более-менее отвечавший главной цели Истмена - сделать фотоаппарат таким, чтобы любой мог им пользоваться.
В 1900 году ему удалось этого добиться - компания выпустила Brownie - фотоаппарат с пленкой на шесть кадров, который продавался всего за один доллар. Пленка к нему стоила 15 центов, и это уже было по-настоящему потребительское решение, доступное как в техническом, так и в финансовом смысле. Фотоаппараты серии Brownie выпускались вплоть до 1970 года.
В последующие почти 80 лет компания была на коне. Она выпускала десятки моделей фотоаппаратов по всему миру, занималась производством объективов, пленки, химикатов для проявки и принтеров для печати фотографий. И все это приносило огромные деньги. Компания не скупилась на исследования и разработки, но все же не заметила наступления цифровой эры. Хотя имела все шансы. Ведь именно инженеры Kodak в середине семидесятых разработали первый цифровой фотоаппарат с разрешением матрицы в... 0,1 Мпикс.
Но, то ли менеджменту компании, привыкшему к суперкрутому качеству фотографий и аналоговому шарму простых "химических" снимков, не удалось разглядеть достаточно больших для принятия стратегического решения возможностей, то ли химическая сущность основной части опыта Kodak не дали компании уверенно развиваться в направлении IT, с наступлением цифрового века дела у нее стали идти все хуже и хуже. Незаметно это было очень долго. Бизнес Kodak был необъятен: пленку их производства покупали все - от владельцев дешевых "мыльниц" до киностудий. Цифровые камеры были еще слишком убогими и дорогими, чтобы всерьез тягаться с Kodak на потребительском рынке.
Но уже в начале 21 века все изменилось. Японские и корейские конкуренты не медлили и выпускали пусть и дорогие, пусть и убогие, но цифровые камеры, a Kodak продолжала делать акцент на пленочном бизнесе.
Во второй половине 00-х, когда Kodak уже исключили из престижного промышленного рейтинга Dow Jones Industrial Average, который компания не покидала с 1930 по 2004 годы, в мире полупроводников случилось очередное удешевление компонентов, и цифровые камеры стали доступны даже самым бедным слоям общества. Компания к тому времени уже производила собственные цифровые аппараты, однако делала она это по старинке, на собственных мощностях, в то время как конкуренты давно производили все на аутсорсинге, в Юго-Восточной Азии.
В 2006 году, после нескольких кварталов вялых продаж, компания в стремлении "срезать косты" наконец отдает производство цифровых камер под собственной маркой сингапурской компании Flextronics, прервав, таким образом, давнюю традицию делать все железо самостоятельно.
Тем временем - в компании и не заметили, как быстро это произошло - аналоговая эпоха окончательно ушла в прошлое. А вместе с ней и былое величие Kodak. Экспертиза в области химии уже не так ценна применительно к фотографии, а японские специалисты в оптике за прошедшие десятилетия сделали большие успехи и превзошли американского конкурента.
Ознаменовать конец прекрасной аналоговой эпохи пришлось самой компании Kodak - 22 июня 2009 года она прекратила производство Kodachrome, легендарной фотопленки, производившейся в течение 75 лет. Великая история стала историей.
Наши дни
Отказ от аналоговых решений был стремительным, после свертывания производства Kodachrome выручка компании падала с каждым кварталом все ниже и ниже. Вместе с прибылью и ценой на акции, чтобы в конечном итоге ввергнуть Kodak в невероятную долговую яму. Но это определенно не конец. Незадолго до того, как о банкротстве было объявлено официально, компания сделала заявление о кадровых перестановках в топ-менеджменте, а также о частичной реорганизации бизнеса, призванной сделать его более динамичным и менее затратным.
На деле в компании просто вместо трех подразделений осталось два: потребительское подразделение и отдел коммерческих решений. Компания сохранила огромный опыт и множество наработок в области производства ПО для обработки цифровых фотографий и железа для их печати.
Кроме того, Kodak очень рассчитывает на свои патенты, которых у компании более тысячи: чтобы повысить их стоимость перед процедурой банкротства, компания даже подала в суд на Apple и НТС, за то, что они якобы без спроса используют запатентованные Kodak решения в области цифровой фотографии.
Конечно, вряд ли компания - даже при очень позитивном развитии событий - скоро сможет вернуть себе былое величие. Но исчезнуть она тоже не может, Kodak - слишком громкий бренд, чтобы его никто не захотел использовать.