Конец кибервольницы

С 1 августа 2013 года в РФ вступил в действие так называемый антипиратский закон, предусматривающий досудебную блокировку сайтов, подозреваемых в распространении нелицензионного контента. Под контентом пока понимаются лишь фильмы и телепродукция, что прозрачно намекает на стороны, лоббирующие этот закон.
Собственно, в чем суть закона? Теперь блокировка сайта, подозреваемого в пиратстве, упрощена до предела - достаточно лишь заполнить форму на сайте Мосгорсуда, именно на него (и только на него) возложены эти функции. Подтверждение авторских прав практически никак не проверяется, достаточно приложить вордовский файл с цифровой подписью. После этого предположительно пиратский ресурс может быть заблокирован на срок до 15 дней.
В закон вводится понятие «информационный посредник», это такая трехступенчатая пирамида, в которую входят провайдеры связи, хостинг-провайдеры и непосредственно администраторы ресурса. В случае жалобы правообладателя Роскомнадзор обращается к хостинг-провайдеру, хостинг-провайдер обращается к администрации сайта с требованием удалить контент, и если это не срабатывает в течение 7 дней, ресурс может быть заблокирован на уровне провайдера. Как отдельная страница со ссылкой, так и весь сайт целиком. Весьма важно понимать, что речь идет не только о самом файле, под определение информационного посредника попадает и просто ссылка на контент. Даже если вы просто дали ее в своем аккаунте в соцсети. В таком случае вы посредник, и с вас спрос. Старая добрая круговая порука.
Далее все зависит от действий правообладателя - блокировка действует 15 дней. Если будет подан иск, дело рассматривается в судебном порядке. В случае доказательства вины установлены гражданская, административная и уголовная ответственность, в зависимости от ущерба правообладателю это могут быть штрафы от 10 000 до 5 000 000 рублей, конфискация носителей и даже до 2 лет заключения.
По сути, это сиквел предыдущего закона о распространении вредной информации. Со всеми его узкими местами и перегибами. Так же можно заблокировать по доносу ни за что, так же процесс разблокировки может быть затянут на месяцы. Вам страшно? Но бывает и хуже: в Германии, например, провайдер отслеживает лично ваш трафик. И если вы уличены в скачивании нелегального контента через торрент, по почте может прийти штраф с трех-четырехзначной суммой в евро. Многие наши соотечественники попадались на это. У нас непосредственно качающий пользователь пока не страдает, страдают предполагаемые распространители.
Теоретически страдают. А практически... пара кликов - и ваш сайт за границей, вышел из-под юрисдикции законов РФ. Дали ссылку? Но есть анонимайзеры ссылок. Заблокировали сайт? Используете VPN. Пока это не запрещено, хотя в Думе зреют и такие законы. Неясно, что будет с самым большим рассадником пиратства в рунете - «ВКонтакте». По новому закону его проще закрыть целиком. Памятна история с зачисткой музыки: Лана Дель Рей, переименованная пользователями в Ванну Без Дверей. Видимо, это были превентивные меры в преддверии больших гонений на пиратов. И если эта соцсеть лишится своего информационного изобилия, она потеряет и своих пользователей. А если мы потеряем «ВКонтакте», насколько это отразится на нашей экономике?
На самом деле пиратство - вопрос больше морально-этический. Интернет создан для свободной репликации информации, это гигантский цифровой копир, это его природа. Любое технологическое препятствие распространению информации можно обойти технологически же. Дело в общей культуре и уровне благосостояния. На Западе большинство пользователей не качают нелегальный контент, не потому, что не могут, а потому, что брать чужое плохо. Мы же построили в интернете коммунизм и гордимся этим. Этот текст пишется до вступления закона в силу. Трудно сказать, насколько отразится он на жизни рунета. Пока же, мне кажется, так: этот закон никак не отразится на достатке мелкого и среднего правообладателя. Крупный же увеличит свои и так немаленькие доходы. А жизнь обычного пользователя пополнится несложными технологическим ритуалами.
Все как обычно, друзья.