Fail story, bro!

Не зря крупнейшие компании сначала проводят анализ рынка, создают фокус - группу, долбятся в аналитический отдел, проводят теоретические расчеты, используя столько переменных и теории вероятности, что обычному человеку наверняка сделалось бы плохо, если бы он знал сколько сил было потрачено на разработку его любимого устройства. Однако бывают и такие ситуации, когда компания для экономии времени и средств просто-напросто забивает на чуткий анализ, на пару тысяч бета-тестеров, обычно изучающих девайс до мельчайших деталей, и действует что называется, по велению сердца. Зачастую такие аутентические затеи оканчиваются очень крупным провалом и огромными долгами, а еще чаще такая недальновидность может вообще привести к полному банкротству компании.

Мы начинаем новый цикл материалов, посвященный таким грустным историям, когда компания, бодро чувствующая себя на рынке, решается пойти на очень опасную авантюру, которая заканчивалась далеко не так, как этого хотел бы совет директоров. Мы попытаемся проанализировать случившееся и объяснить - почему же все пошло наперекосяк и почему Microsoft теперь трясет от одного упоминания собственных телефонов, а при слове «Palm» даже сотрудники HP стыдливо прячут глаза и пытаются заговорить о погоде.

В середине 2010 года компанией Microsoft были представлены мобильные телефоны Kin One и Kin Two, основанные на мощной платформе NVIDIA Tegra и ориентированные на молодую аудиторию. Дизайн устройств был весьма оригинален, качество сборки было на высоте, мощная начинка теоретически позволяла бы переваривать игры, по уровню не уступающие, а кое-где даже опережающие проекты для iPhone 3GS. Тем не менее, телефон провалился в продажах с жутчайшим треском, разойдясь тиражом в несколько сотен экземпляров. Почему же такое, казалось бы, мощное устройство с интересным дизайном и новой операционной системой так быстро было предано забвению?

Далекие времена

Ребята из Microsoft всегда уделяли немало внимания мобильным платформам, и в свое время даже выпустили специальную мобильную ОС - Windows СЕ, дабы оснастить своей Windows даже самые компактные и слабенькие системы. По своей функциональности данная ОС мало чем уступала полноценным настольным аналогам вроде Windows 95, по сути являясь ее урезанной версией. При этом ресурсов для работы требовалось куда меньше чем «девяносто пятой» старушке, что в конечном итоге позволило адаптировать данную ОС для совсем уж крошечных девайсов вроде КПК или коммуникаторов. Продолжительная монополия Windows Mobile на рынке коммуникаторов, которая продлилась примерно с 2002 по 2008 год, принесла Microsoft немалую прибыль, так что наступающие более современные, красивые и оптимизированные Google Android и iOS на рубеже 2008-2009 годов заставляли Microsoft осознать, что на операционке конца 90 - х далеко в двухтысячные не уедешь. Предвидя неминуемую потерю рынка, Microsoft начала разработку абсолютно новой мобильной операционной системы, дабы как можно скорее выпустить ее на рынок и вернуть утраченные позиции.

Тренируйся на кошках

Однако разработка подобной ОС с нуля является весьма долгим занятием, и за несколько месяцев написать код, протестировать его, да еще и «залить» на сотни тысяч устройств, подписав при этом соглашение с десятком компаний - производителей, попросту невозможно. Поэтому где-то в верхушке Microsoft, скорее всего где-то неподалеку от кабинета Большого Стива, какому-то очень отчаянному сотруднику пришла в голову мысль о том, что можно замутить крутой молодежный телефон на базе альфа - версии разрабатываемой Windows Phone 7, тем самым убив сразу трех зайцев - выпустить на рынок новую линейку смартфонов, получить прибыль и при этом бесплатно протестировать на пользователях сырой билд Windows Phone 7, готовой где-то процентов на 20. Директора - пенсионеры, лучше всех разбирающиеся в том, что нужно современной молодежи, моментально одобрили набросанный на салфетке проект будущего «телефона для социальных сетей» и подписали все необходимые договора, не удосужившись даже собрать аналитический отдел или хотя бы приблизительно прикинуть возможное будущее своей поделки. Дело оставалось за малым - продумать дизайн, начинку и способ заставить эмбрион Windows Phone 7 дышать без пуповины в ПЗУ проектируемых устройств. Поскольку у Microsoft были все необходимые мощности, для того чтобы воплотить в жизнь телефон - мечту каждого подростка, за дело принялись чуть ли не в тот же вечер после одобрения концепта планируемого устройства.

Будучи под действием сладких грез о скорых растратах заработанных миллионов, разработчики стали активно искать базовую платформу, на которой можно реализовать столь ожидаемый смартфон. Времени много не понадобилось - на складах еще со времен Microsoft Zune остались огромные залежи закупленных у NVIDIA мощных процессоров Tegra первого поколения. Учитывая то, что на момент проектирования телефонов NVIDIA Tegra был чуть лине самым мощным ARM - процессором с интегрированным графическим ядром класса GeForce, лучший вариант найти было действительно сложно. Вдобавок к мощному 600 - МГц процессору предполагалось использовать массив флеш - памяти объемом 4 и 8 Гбайт и целых 128 мегабайт DDR - памяти в качестве ОЗУ.

Взглянув на результаты первичной работы, все действительно очень удивились - а ведь складывается - то все удачно! Очень мощная платформа, много памяти, добавим дизайн, ОС, смешать, но не взбалтывать - все, можно хоть завтра толкать в Best Buy по цене старших НТС. Тем временем все работы по дизайну решено было передать дизайнерам, которые в свое время занимались проработкой внешнего вида Хbох 360. Через некоторое время были представлены первые наброски разрабатываемых аппаратов - по задумке авторов, они должны были иметь форм-фактор слайдера с QWERTY - клавиатурой, облегчающей «жизнь» в социальных сетях, без которых молодое поколение не может провести ни одной свободной минуты. В общем и целом получалось действительно здорово, если бы не одно «но».

ОС с душком

Мощная начинка и симпатичный дизайн с QWERTY - клавиатурой никому не был нужен без программного обеспечения. Естественно, еще на этапе «мысленного проектирования» выбор пал на наработки по Windows Phone 7, потому как давать вторую жизнь старухе Windows Mobile уже никто не хотел, да и пользователей надо было подготовить к новому. Именно поэтому за основу был взят полуработающий билд Windows Phone 7, находящейся на этапе глубокого альфа - тестирования. И вот когда разработчики решили совместить аппаратную часть с программной, они очень сильно удивились, поскольку программная часть была до невозможности сырой и неоптимизированной. Причем дело касалось даже не скорости работы ОС, а работы ОС в принципе - около 80% того, что должно было работать в Windows Phone 7, не работало никак, поэтому было принято решение отключить и повырезать все максимально эффективно, в срочном порядке дописав самые важные модули. Какие? Ну, к примеру, хоть какой-нибудь мультимедийный плеер и куцый браузер без поддержки юникода - лишь бы работало. И вот на стапелях Microsoft уже виднелся образ будущего смартфона, который кроме звонилки, SMS - отправлялки, криво работающего браузера и жуткого проигрывателя больше ничего не имел. Обалдев от получившегося результата, который очень напоминал культуриста с накачанными мышцами и полным отсутствием интеллекта, разработчики быстренько созвали аналитический отдел и судорожно начали просить совета - что же делать? Те, в свою очередь, спокойно взглянув на получившееся чудо - юдо, быстренько прикинули, как его можно пропихнуть в магазины, и пришли к выводу, что будущий смартфон при текущих возможностях еле дотягивает до обычного телефона, и единственный, кому такая функциональность не покажется недостаточной, будет женская аудитория, желательно в возрасте от 15 до 30 лет. Почему именно она? Потому что для девушки, помимо перечисленных функций, в телефоне больше ничего и не нужно. В самом - то деле, не устанавливать же им эмуляторы DosBox или самые крутые и навороченные игры? Поняв, что еще не все потеряно, будущие телефоны окрестили кодовым названием Project Pink, подчеркнув тем самым, любимый цвет целевой аудитории будущих покупательниц. В дизайнерском отделе даже создали вторую модель округлой формы, очень напоминающую дамское зеркальце.

Впрочем, по прошествии еще нескольких месяцев, примерно в феврале 2010 года, когда до запланированного анонса оставалось лишь несколько недель, обе разрабатываемые модели все-таки переориентировали на широкую аудиторию, лишив телефоны исключительно женского предназначения.

Курам на смех

В результате Microsoft начала активный пиар ни на что не способных телефонов, уступающих по функциональности обычным «звонилкам» за $100, при стоимости Kin One и Kin Two в $250-300 - дороже, чем субсидированный iPhone! Дополнительные приложения устанавливать было нельзя, написать что-то свое тоже было невозможно, сам телефон работал очень медленно из-за кривой оптимизации полуживой Windows Phone 7. В итоге выброшенный на прилавки магазинов телефон разошелся тиражом примерно в 500-700 штук и был отозван назад в Microsoft для «переплавки». Вдвойне грустным оказалось то, что, несмотря на общее начало, система в Kin оказалась несовместима с вышедшими впоследствии полноценными программами для Windows Phone 7. А поскольку из-за аппаратных ограничений обновление до новой ОС оказалось невозможным, телефоны Kin стали самой провальной затеей Microsoft, опередив даже Windows ME и многострадальный плеер Zune. Что такое несколько сотен проданных устройств, учитывая масштабы производства? Один арбуз в огромной фуре с тухлятиной. Проблема лишь в том, что арбузы можно выбросить, а вот сотни тысяч готовых устройств просто так не выбросишь...

В истории компании Palm невозможно выделить один конкретный девайс, который с треском провалился в продажах и потянул бы за собой всю компанию. Грустно признавать, но жесткие неудачи Palm растянулись длинной полосой в 6 лет, начиная приблизительно с 2005 года, когда на рынке стали появляется недорогие КПК на основе Windows Mobile, тем самым создав нешуточную конкуренцию дешевым и доступным «записным книжкам» от Palm. Новые устройства подкупали своей функциональностью - потратив 5-6 тысяч рублей, можно было купить достаточно мощный Pocket PC с возможностью воспроизведения видео и музыки, достаточно интересными играми и еще целой кучей всевозможных мультимедийных приложений, в то время как устройства Palm в основном были ориентированы на функцию простого органайзера с весьма скромными возможностями. В конечном итоге в середине 2000 - х годов, видя будущее скатывание своей продукции в кювет индустрии, руководство Palm дало добро на выпуск нескольких устройств Palm, с предустановленной Windows Mobile, до недавнего времени являющейся главным объектом ненависти Palm. Чтобы представить масштабы бедствия, вообрази, дорогой читатель, что вдруг Apple после ухода Стива Джобса с поста СЕО скатится в аутсайдеры, и где-нибудь в начале 2013 года произойдет анонс iPhone на базе Windows Phone.

После того как линейка обновленных КПК Tungsten, несмотря на обновленную Palm OS 5.0, поддержку мультимедиа и достаточно мощную начинку, все-таки провалилась под натиском Windows Mobile, дела у Palm совсем не заладились. Она попыталась выпустить коммуникаторы с QWERTY - клавиатурой линейки Тгео, однако практически аналогичные модели, с тем же железом, но на базе популярной Windows Mobile выпустила HP и ряд компаний поменьше. Случилось так, что Palm OS, которую компания устанавливала в свои устройства, в один прекрасный момент просто перестала быть нужной. На рынке смартфонов вовсю царствовала Symbian OS, а рынок коммуникаторов полностью контролировался Microsoft. Таким образом, пресловутая Palm OS оказалась лишней - ведь она поставлялась исключительно с теми КПК, которые сама же Palm и производила! Замкнутый круг зависимости устройств от ОС и наоборот, а также страшная конкуренция, завели компанию в тупик - под конец 2000 - х у некогда крупнейшей компании по производству коммуникаторов не осталось денег даже на разработку нового телефона.

Однако при всех внутренних проблемах компании, несмотря на сильнейший кризис, в закромах Palm велись работы над новой операционной системой, основанной на ядре Linux. Ей должна была стать Palm WebOS, предназначенная для будущих смартфонов компании. Несмотря на всеобщий скептицизм, система действительно получалась очень интересной и функциональной - с полной поддержкой многозадачности, чего до того времени не умела ни только подоспевшая iPhone OS, ни предыдущие версии Palm OS, по-своему развитию застрявшие где-то в начале 2000 - х. Большой потенциал в разработке, названной Palm Pre, увидел американский оператор сотовой связи Sprint, совет директоров которой решил создать свою альтернативу взорвавшему индустрию iPhone, отомстив конкуренту в лице AT&T за длительную монополию. Сотовый оператор благодушно выделил компании Palm деньги на разработку коммуникатора, с одним лишь условием - Sprint получит эксклюзивное право на продажу будущих устройств с заключенным контрактом на сотовую связь. Чтобы уж наверняка не ударить в грязь лицом и полностью затмить успех iPhone 3G, было принято решение создать очень мощную начинку, способную, что называется, «нагнуть» iPhone. Для этого был подобран самый мощный на тот момент процессор ARM Cortex А8 с частотой 600 МГц - его производительности для нужд графического интерфейса будущего смартфона хватило бы за глаза, ведь iPhone 3G обладал куда менее производительным CPU архитектуры ARM11, работающим на частоте 412 МГц. Ну а чтобы совсем втоптать конкурента в грязь, будущий смартфон, помимо сенсорного экрана с разрешением 320x480, изначально проектировался в виде слайдера с выдвижной QWERTY - клавиатурой. По всем параметрам вырисовывался замечательный телефон, который тут же окрестили «убийцей» несчастного iPhone - железо в нем стояло мощнее, у него была QWERTY - клавиатура и ОС, основанная на той же UNIX, что и iOS, только с поддержкой желанной многозадачности!

Первые модели, вышедшие в середине 2009 года, получили огромную кучу лестных отзывов от критиков - это был действительно хороший девайс, удобный, с без - глючной и быстрой операционной системой, он обходил по всем параметрам iPhone 3G. В Palm даже обрадовались - согласно прогнозам, уже до конца года продажи устройств должны были перевалить за полмиллиона, принеся огромную прибыль компании. Но не прошло и месяца, как Apple анонсировала новую модель телефона - iPhone 3GS, с обновленной начинкой, более мощным процессором и видеоядром, а также вдвое увеличенным объемом оперативной памяти и многозадачностью. Тут же подоспели и ребята из Epic Games, запустив демо движка Unreal Engine 3 на новом аппарате. Примерно в этот момент на рынок хлынули орды смартфонов на базе Android, и всем вновь стало ясно, что третий игрок в этом большом, но тесном мире опять не нужен. В самом деле, ну зачем на насыщенном рынке нужен третий игрок всего с одним устройством, которое, в конечном счете, оказалось таким же, как и iPhone 3GS - только всего с дюжиной приложений в аналогичном AppStore магазине и очень туманными перспективами. В итоге Palm Pre, несмотря на внушительные характеристики, впоследствии был обновлен до Palm Pre Plus, но очень скоро вовсе исчез из продажи.

Последний выдох

Буквально через полгода, летом 2010, компанию Palm вместе со всеми ее подразделениями покупает Hewlett - Packard, которая в свое время сыграла немалую роль в убиении Palm. Естественно, умирающая компания была куплена не из благотворительности, напротив - HP очень заинтересовалась перспективной операционной системой Palm WebOS, которую можно было бы использовать как серьезную альтернативу Android и iOS на рынке планшетов. В результате, потратив кучу средств на доработку и продвижение операционной системы, вышедший буквально пару месяцев назад, планшет HP Touchpad на базе обновленной WebOS также провалился в продаже. Сама же HP махнула рукой на все разработки в области коммуникаторов и планшетов, полностью отказавшись от этого направления. Стоит ли говорить, что в этот раз желание приобрести бывшее подразделение Palm и все наработки по WebOS изъявила Samsung? Зомби Palm продолжает неприкаянно ходить по миру, не в состоянии найти себе пристанище или хотя бы обрести покой. Делаем прогноз, что рано или поздно Palm все же отмучается. Видимо, сглаз. Потому что так долго и фатально может не везти только в случае вмешательства потусторонних сил.