Проигрыватель виниловых дисков

Oracle Paris МК V - проигрыватель 152 000 PV тонарм 41 000 Р/головка 56 800Р
Романтик
Техника Oracle нечасто встречается в нашей стране, как в системах, так и в обзорах и тестах. Тем интереснее изучить этот проигрыватель и понять, что он собой представляет.
История небольшой канадской компании Oracle Audio Technologies, расположенной в Квебеке, началась в 1979 году с проигрывателя виниловых пластинок Oracle Delphi, в котором были применены до сих пор используемые трехточечная подвеска и узнаваемый фирменный прижимной клэмп. За прошедшие годы компания выпустила немало интересных аппаратов, но наибольшее распространение и признание получили проигрыватели винила и CD-плейеры. Проигрыватели и прочую технику в компании разрабатывали самостоятельно, а тонармы и головки заказывались в виде модифицированных версий у сторонних производителей. Тонарм Paris разработан по заказу Oracle на основе карбонового Pro-Ject. О происхождении штатной головки практически ничего не известно, поэтому ее придется принять как данность, что, однако, не мешает всестороннему тестированию.
Внешне и конструктивно Oracle Paris более похож на привычный проигрыватель, чем, например, старшая модель, традиционно для Oracle выполненная в каком-то космическом стиле. Наш аппарат точно не похож на футуристическую конструкцию из фантастических фильмов, а выглядит как обычный проигрыватель. Даже красный цвет не воспринимается как что-то неординарное. А если модель выполнена в черном, белом или серебристом цвете, то от всей традиционной для производителя экстравагантности в дизайне остается только изящный скос корпуса по толщине, который выполняет не только эстетическую, но и практическую функцию - так удобнее пользоваться тонармом. Кстати, прежде чем перейти к техническим особенностям, нужно упомянуть, что данная конкретная модель Paris МК V относительно новая, но индекс в названии указывает на наличие предшественников, и действительно - первый Paris появился много лет назад. Конструкция нынешней модели как-то сразу воспринимается как простая, но эта простота обманчива: многие технические решения пусть и просты конструктивно, но изящны по своей реализации. Корпус или стол устанавливается на стойку посредством трех регулируемых ножек-опор. Выполнены они просто: акрилоподобный пластик, такой же, как и материал диска, и обычная резьбовая регулировка. Но материал по ощущению менее звонкий, чем обычный акрил. Сам стол разделен на две части, изготовленные из древесноволокнистой плиты высокой плотности. Основная часть стола несет на себе мотор и блок управления, и именно эта часть является опорной. Часть же, несущая опорный подшипник и тонарм, выполнена как самостоятельная конструкция. Две детали стола соединяются между собой необычным образом - такая конструкция мне нигде более не встречалась. Часть, несущая на себе тонарм и подшипник, имеет вытянутую скругленную форму, и в нее жестко вклеены четыре штифта из полимерного материала, которые в свою очередь вставляются в регулируемые демпфирующие вставки основного стола. Надо признать, что конструкция не только необычная, но и эффективная - при тестировании и прослушивании этот тип развязки доказал свою эффективность. При всей внешней простоте и учитывая тот факт, что проигрыватель полностью настроен на заводе, система развязки может потребовать точной настройки и регулировки. Вот такая получается непростая простота. Если же вернуться к конструкции - мотор проигрывателя более мощный, чем можно было бы ожидать. И закреплен он безо всякой эзотерики - просто металлическая фиксирующая скоба и демпферы из силиконоподобного материала. Скорости вращения две: 33,3 и 45 оборотов, при этом есть возможность точной настройки, а в комплект входит полноразмерный стробоскопический диск. Мотор за счет своей мощности раскручивает диск быстро и уверенно, вращение передается за счет плоского и туго натянутого пасоика. Блок питания мотора выносной, выполнен в виде вилки-адаптера. Все бы ничего, но разъем, использующийся для подключения к проигрывателю, слишком массивный и расположен на виду. В плане размещения он не особо мешает - если у проигрывателя установлена крышка, то места как раз хватит, но тут есть одна особенность: петли для крышки установлены, но сама крышка поставляется опционально под заказ. Впрочем, без нее и внешний вид, и звук только лучше. Подшипник обычный, не инвертированный, с бронзовым стаканом. В него вставляется стальной шкив субдиска, а уже на алюминиевый субдиск устанавливается диск основной. В конструкции этого узла ничего необычного найти не удалось. Основной диск изготовлен из акрилоподобного материала, но, как я упоминал выше, материал этот более глухой и инертный, чем обычный акрил. К диску прилагается узнаваемый по форме легкий винтовой клэмп, и надо сказать, что он работает неплохо, конечно, динамика чуть снижается, но совсем незначительно. Но все же на пластинках идеально ровных лучше обходиться без клэмпа. Тонарм, как я уже упоминал, изготовлен по заказу Oracle на основе карбонового 9-дюймового Pro-Ject. Основное отличие заключается в использовании вязкостного демпфера, по конструкции похожего на аналогичные у тонармов SME. Демпфер использовать нужно обязательно - если он не заполнен силиконом, звук получается хуже. К тому же степень демпфирования можно настраивать, и это так же явно сказывается на звучании. Головка предустановлена на заводе. Это МС-головка с высоким выходом, собранная в алюминиевом корпусе. Понять, на основе чего она изготовлена по внешнему виду, сложно. Выходные разъемы у проигрывателя - обычные RCA на корпусе.
Звучание
Начал прослушивание с пластинки Joe Dassin «Lete lnden» - чем не начало для проигрывателя с названием «Paris». С первых нот слышен чуть мягкий, но очень живой, осязаемый и приятный звук. Если проанализировать подачу и вокал в деталях, то получается такая картина: детальность высокая, но далеко не запредельная, динамика тоже не претендует на высший результат. Но в целом, получается очень хорошая музыкальная картинка, богатая нюансами, но без акцента на них, детальная, но не аналитичная. Тембр голоса воспроизводится менее точно, чем в референсных системах, но при этом сказать, что голос воспроизводится неполноценно, нельзя. Наоборот, получается что-то необычное - при умеренной деталировке великолепно воспроизводятся фактура, наполненность и интонации. В звуке есть именно то, что, зная досконально эту запись, в первую очередь хочется услышать. Музыка звучит так, что хочется ее слушать, при этом понимаешь некоторые недостатки воспроизведения, но звуковая результирующая такова, что прерываться совершенно не хочется. Проигрыватель выхватывает какую-то специфическую, может быть, не совсем полную часть диапазона, но во многом это именно та часть, которая заставляет забыть обо всех аналитических своих потребностях, просто растянуться в кресле и получать удовольствие от музыки. Дальше, послушав несколько пластинок в разном состоянии и не вошедших в основной тест, я сделал определенные выводы: головка и тонарм очень прилично справляются с равномерно запиленными пластинками, вытаскивают из них звук более качественный, чем слышно среднестатистически, но одновременно всевозможные царапины и дефекты отрабатываются хуже обычного. Так же, как и пластинки с искривлением - штатный клэмп всех проблем деформированного винила решить не может, а изгибы тонарм с головкой отрабатывают на «троечку» - перепады слышны и слышны достаточно явно.
Следующая пластинка - Eric Clapton «Another Ticket - сцена чуть меньше той, какую бы хотелось услышать, звук за счет своей легкости и осветленности сначала кажется не совсем полным, но после пяти минут прослушивания наблюдается все тот же интересный эффект - можно слушать запись, слышать весь этот необычный почерк воспроизведения, но уже совершение не хочется обращать на это внимания. Какие-то формальные недостатки угадываются, однако музыка увлекает в процесс прослушивания сильнее, чем во многих более точных, детальных и полновесных трактах. Весь диапазон подается чуть легче и осветленнее, чем привычно для моего слуха. Например, ударные - все быстро, четко, динамично, но картина получается такая, как будто ударная установка не угадывается в пространстве, а проецируется на экран. При этом контуры очерчены исключительно точно, но наполнения, объема несколько не хватает.
Следующая пластинка - John Coltrane «The Africa Brass Sessions, Vol.2». Звучит быстро, детально и четко. Но опять есть некоторая нехватка нижней середины и баса. Одновременно медь звучит очень хорошо, а вот духовым чуть не хватает яркости и напористости - звук получается быстрым и легким, но вот насыщенности маловато. При всех этих особенностях музыкальное произведение звучит увлекательно, ярко и в плане передачи музыкальной информации вполне полновесно.
Следующий альбом - Isao Suzuki «Blow Up» - так как в моем случае это юбилейное переиздание на тяжелом виниле, пластинка очень близка к современному новоделу. За одним исключением: запись там все же аналоговая. Подача средних частот почти идеальная, почти голографическая. Сцена широкая, глубокая и многоплановая. Бас и нижняя середина на фоне всего остального выглядят чуть более скромными, но нельзя сказать, что есть какой-то явный перекос частотного диапазона - скорее, легкое смещение. Обязательно нужно упомянуть про вязкостный демпфер и его точную настройку - если не заполнить ванночку силиконом, то звук получится заметно более сухой, резкий и смещенный в область средне-верхнего диапазона. Использование демпфера и его точная настройка дают звук более слитный, более естественный, а не резкий, а также почти нивелируют смещение звука вверх. Некоторая облегченность и осветленность остаются, но не на уровне недостатка, а на уровне легкого почерка-акцента. Закончив с более-менее легким музыкальным материалом, я выбрал пластинку «Re-Charged By Usual Suspects Remixes» - по сути, это электронные ремиксы замечательного эйсид-джазового альбома, вышедшие совсем небольшим тиражом. И если оригинал непрост для воспроизведения, то оригинал, пропущенный через жесткую электронную доработку, и подавно. Для полноценного воспроизведения нужен широкий диапазон звучания, высокие динамика и детальность, а также хорошая проработка по всему диапазону, в том числе, и по басу, который на этой записи почти запредельно глубок. Слышимый результат, в целом, на порядок выше ожидаемого, если исходить из звучания предыдущих пластинок. Частотный диапазон воспроизводится почти полновесно, динамика и детальность без нареканий. Разве что подача, в целом, чуть легче и чуть менее брутальна и остра, нежели мне привычно. Послушав несколько внетестовых-внеплановых пластинок, пришел к выводу что тот же эмбиент этот аппарат может воспроизводить очень хорошо - глубоко, атмосферно и детально. В отношении подобных жанров сложно угадать, как же это должно звучать на самом деле, но подача, она или ложится на слух, или нет, в данном же случае все получается хорошо.
Перейдя к музыке классической, выбрал для начала запись Rachmaninoff «Piano Concerto No.2». Впечатления двоякие: формально все есть, и естественные тембры, и динамика с детальностью, и очень приличная сцена, но не хватает драматизма на тех фрагментах произведения, где он должен быть. Моменты, если можно так сказать, лирические или романтические воспроизводятся очень хорошо, а вот драматичные - более легковесно, чем нужно. Вообще, минор этот аппарат играть не очень любит, так же, как не хочет воспроизводить драму или трагедию - острые моменты осветляются, сглаживаются и в результате теряют свою драматичность и остроту. То же проявилось и на пластинке с изумительным исполнением оперы Puccini «Tosca» - глубину произведения прочувствовать не всегда удается, но в то же время получить удовольствие от прослушивания не составляет труда.
Резюме
Проигрыватель весьма и весьма неоднозначен. Внешне и конструктивно все продуманно и гармонично. По звуку же - некоторое тяготение к осветленной подаче, со сглаженными острыми моментами, с ослаблением драматизма. Одновременно аппарат обладает звучанием невероятно увлекательным и комфортным, пусть и без абсолютной реалистичности и студийной точности.