Впереди паравоза

К сожалению, до момента завершения нашего тестирования (и без того безобразно затянувшегося) программисты ATI так и не позволили “утечь” в Интернет хотя бы бета- версии драйверов к Radeon 9700 c поддержкой функций из обоймы DirectX 9.0, аппаратно реализованных в этом славном GPU.

Официальная причина — отсутствие финальной версии самого Microsoft DirectX 9.0. Хотя не исключено, что ATI намеренно форсировала выпуск своего нового процессора, с тем чтобы отрапортовать о нем значительно раньше того не менее славного момента, когда свой новый чип представит nvidia. И потому были успешно отлажены лишь “старые” функции из DirectX 8.0, вошедшие в нынешнюю усеченную версию драйверов. А теперь компания ударно трудится над полноценными драйверами, стараясь успеть к официальному релизу “девятой версии”, не забывая при этом гордо недоумевать: мол, “и чего это Microsoft возится со своим DirectX 9, у нас под него видеокарта уже ДВА МЕСЯЦА как выпущена”...

Впрочем, это лишь наши предположения, ни на что, понятно, не претендующие. Суровая правда жизни состоит в другом, а именно: а) Покупать новый процессор, не зная, насколько хорошо он будет держать новые функции (и будет ли вообще), по меньшей мере опрометчиво, верно? Мы не подвергаем сомнению полноту поддержки DirectX 9.0 в Radeon 9700, но вполне может статься, что выпущенные на данный момент карты будут работать в нем не совсем идеально. И тогда, чтобы исправить ошибки, ATI вполне способна спустить на воду очередную “ревизию” GPU; к тому же владельцам уже выпущенных карт официально никто, между прочим, полной совместимости с еще не реализованной версией DDI и не обещал.

б) Новые функции — это замечательно, но... они ни в коей мере не исключают “старые” (к которым теперь пора уже относить и шейдеры версии 1.4 и ниже), а также вечные ценности — вроде скорости закраски, обсчета “геометрии”, сглаживания и фильтрации. Более того, именно последние будут определять полезность любой видеокарты еще бог знает сколько времени.

Следовательно, никто не мешает нам пока рассмотреть новый GPU. А ко времени появления DirectX 9.0, новых драйверов, а главное — “несинтетических” (или хотя бы “полу- синтетических”) тестов, под них заточенных, мы вернемся к вопросу и внесем окончательную ясность. Кстати, в ожидании этого светлого момента томится и Matrox Parhelia: у этой карты, если вы помните один из прошлых выпусков “Игрового железа”, тоже есть кое-что специфическое из девятой версии популярной мультимедийной библиотеки. А там, глядишь, и nvidia со своим NV30 подтянется...

ДОСЬЕ

Как водится, для начала пару слов о том, что собой представляет Radeon 9700 (в пренатальном периоде известный под кличкой R300).

Чип изготовлен по 0,15-микронной технологии, содержит порядка 107 млн. транзисторов, распоряжается огромной шиной шириной 256 бит (как и у Matrox Parhelia; видимо, отныне так будет у всех новых высококлассных карт). В структуре GPU — 8 пиксельных конвейеров, 8 же текстурных блоков (то есть по одному на каждый пиксельный конвейер). Контроллер памяти разделен на четыре канала по 64 бита каждый (причем возможно перекрестное обращение каждого-с-каждым. Ранее такой подход практиковала только nvidia, он обеспечивает большую гибкость, но и в прямом смысле сильнее “нагревает” память. Для экономии пропускной способности памяти применены технологии HyperZ III (быстрая очистка и сжатие данных в буфере глубины, иерархический Z-буфер для быстрого исключения невидимых поверхностей) и ранний Z-тест (исполнение пиксельных шейдеров только для видимых пикселей 3D-картинки). Традиционная для ATI забота о видеофилах на этот раз материализовалась в форме интегрированного в чип блока для распаковки, сжатия (!!) и сопутствующей обработки видео (в форматах MPEG 1/2) с помощью пиксельных шейдеров (!!!). Восклицательных знаков удостоилась не столько насущность проблемы, сколько оригинальность решения, каковая, согласитесь, тоже дорогого стоит.

“Одноголовый” графический процессор, как известно, уже давно считается дурным тоном. Поэтому у нового Radeon с этим вопросом полный порядок: два независимых контроллера отображения(CRTC)с двумя 10-битными RAMDAC на 400 МГц (с аппаратной коррекцией “гаммы”), встроенный ТВ-кодек и DVI-интерфейс (TDMS). Максимальное разрешение каждой “головы” — 2043х1536.

Из вышеозвученных параметров надобно прокомментировать три:

0,15-мкм техпроцесс явно великоват для столь сложного чипа. И действительно, чип немилосердно греется, о радиатор можно натурально обжечься — под нагрузкой температура достигает 85 градусов. Да и сама карта во время работы пышет теплом. Как для таких условий удалось достичь приемлемого физического ресурса чипа, сказать не берусь.

Архитектура нового процессора, предполагающая единственный текстурный конвейер на каждом из пиксельных, при прочих равных проигрывает традиционной, где на каждый пиксельный конвейер завязаны два и более “текстурников”. Все современные игры работают в режиме мультитекстурирования, накладывая щедрой ложкой поверх простых текстур текстуры освещенности, рельефа, окружающей среды (зеркальные) и т.п. (в пределе — до шести штук). За неимением параллельных блоков процессору придется потратить столько тактов, сколько текстур требуется “наслоить”. А удвоение числа “текстурников” недопустимо усложнило бы и без того громоздкий чип.

К счастью, в реальных задачах производительность определяется многими факторами, по совокупности которых Radeon 9700 имеет серьезное положительное сальдо в сравнении с ускорителями прежнего поколения.

Исправлен недостаток анизотропной фильтрации, известный нам по предыдущим Radeon и о котором столько ворчалось. Анизотропная фильтрация теперь, во-первых, может сочетаться с трилинейной, что обеспечивает невидимость стыков соседних текстур, а во-вторых, обработке поддаются все типы поверхностей, включая наклонные. Разумеется, бесплатного сыра ATI нам не приготовила, в силу чего оставлен и прежний вариант, легко выбираемый с помощью двухпозиционного ползунка “скорость — качество” в драйвере. Говорите, только об этом и мечтали? Мы тоже.

ATI изменила бы себе, если б предусмотрела единственный вариант чипсета, использующего новое ядро. На деле их три: Radeon 9700 Pro (чип: 325 МГц, DDR-память: 620 МГц), комплектующийся 128 Мбайт памяти с доступом через 256-битную шину; Radeon 9700 (чип: 300 МГц, DDR-память: 600 МГц) с теми же 128 Мбайт памяти в комплекте и шиной в 256 бит; и Radeon 9500, серьезно урезанный вариант, о частотах которого говорить преждевременно, но сам чип пострадает изрядно, так как число конвейеров будет урезано до четырех, а шина — вдвое.

Карты от партнеров ATI могут тактироваться и на других частотах. Пока реально доступна только самая мощная Pro-версия.

Нельзя не отметить стронувшийся наконец-то с места множитель скорости работы AGP-шины: отныне мы будем иметь дело с AGP 8x и ее дивной пропускной способностью в 2 Гбайт/с! Разумеется, рассчитывать на двукратный прирост скорости не стоит. Да, эти 2 Гбайт/с покрывают эффективную пропускную способность большинства разновидностей системной памяти, но ведь ей приходится обслуживать далеко не одну только видеокарту. На практике вообще какой-либо разницы по сравнению с прежним 4-кратным режимом не видно. Очевидно, современным играм пока более чем достаточно 128 Мбайт на борту видеокарты, чтобы загрузить все текстуры, относящиеся к одному игровому уровню. А подкачка требуется лишь при переходе на следующий уровень, и лишняя секунда-другая, уходящая на его загрузку, никого не беспокоит. Но по мере роста скорости оперативной памяти соблазн использовать ее под видеобуфер возрастает (особенно когда в моду войдут громоздкие объемные текстуры), и недалек тот час... Впрочем, не будем загадывать.

КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ

В отличие от той же Matrox Parhelia, уже своим видом показывающей, что мы имеем дело с high-end-решением, примерно равная ей по сложности ATI-плата выглядит скромно. Горячий нрав продукта выдает только шлейф для прямого подключения к БП, поскольку подаваемого через AGP тока новому Radeon категорически не хватает.

Плата без проблем опозналась в Windows и автоматически поладила с AGP-контроллером материнской карты на своих максимальных “8х”. ATI предупреждает о возможных проблемах с загрузкой “на редких материнских платах” и советует при такой оказии проделать очевидные манипуляции: обновить BIOS матплаты и драйвера к чипсету.

Единственное, что нарушило идиллию, — принципиальное неприятие картой режима Fast Writes (PowerStrip загадочно писал, что поддержка, мол, есть, но где-то что-то заблокировано). Принудительное выставление “Fast Writes — Enabled” в BIOS Setup материнской платы, замена самой платы на другую, построенную на ином чипсете, замена также и видеокарты на промаркированную дгугим логотипом (Sapphire), увы, не помогли. Впрочем, огорчение по этому поводу может быть только теоретическое, так как практически никому пока не удалось зафиксировать какое-либо влияние “быстрой записи” на уровень fps, превышающее погрешность измерений (за исключением синтетических тестов). Кстати, режим AGP 2х карта, похоже, не поддерживает вовсе.

Качество плоской графики порадовало, что стало доброй традицией для видеокарт на чипах ATI (но только не noname-сборки!). Найти в картинке видимые отличия от той же Matrox Parhelia можно лишь после очень долгого и пристального всматривания в знакомые мелкодетальные изображения на сверхвысоких разрешениях и частотах обновления.

Поручиться за отсутствие артефактов в 3D, особенно на столь ранних для данного чипа версиях драйверов, невозможно. Однако во всех наших тестах и играх текущего года выпуска, что удалось отсмотреть на обеих Radeon 9700-картах, изображение было отменным. Качество новоявленной честной анизотропии можно смело назвать лучшим из всего виденного нами на каких- либо существовавших доселе платах. Сглаживание также работает честно и выглядит достойно (артефакты могут быть связаны только с текстурами, “просвечивающими” из-под прозрачных полигонов). Разумеется, активное использование этих “улучшителей” картинки напрямую зависит от вызываемого ими падения частоты кадров, ибо никто никогда не станет их активировать, чтобы потом любоваться слайд-шоу.

Между тем скорость у Radeon 9700, даже при одновременной установке анизотропии и FSAA на максимум, остается весьма приемлемой для динамичной игры. Что наглядно демонстрируют и наши тесты. Причем именно в таких условиях отрыв нового Radeon от ближайшего конкурента — GeForce4 Ti4600 (о других в таком контексте говорить уже просто несерьезно, и это же касается и прежних моделей ATI) — становится особенно впечатляющим.

Второе важное примечание к графикам скоростных тестов связано с шейдерными делами (особенно см. результаты бенчмарка Code¬Creatures!). Что ж, когда шейдеры уже перестают быть фронтирной функцией, наконец-то хоть одна карта сподобилась не просто работать с ними, а работать приемлемо быстро (хотя говорить о каком-то запасе производительности при всего-то 37 наличных fps на минимально допустимом игровом разрешении пока рановато).

Чтобы не загромождать журнал численными результатами, мы приводим в строгой форме лишь малую толику от проведенных тестов. Но кое-что из оставшегося за кадром представляет практический интерес. В частности, нужно особо отметить, что для раскрытия своего богатырского потенциала карта настоятельно требует не по-детски мощный центральный процессор. Не стоит и думать отделаться младшими моделями Athlon XP или Pentium4! Как выяснилось по ходу дела, наш не такой уж простой XP 1700+ оказался едва ли не минимально допустимым. В противном случае карта просто перестает впечатлять астрономической разницей с результатами конкурентов, и для восстановления паритета приходится дополнительно ее нагружать — к примеру, включать сглаживание (именно тогда “узким местом” снова становится видеокарта, а не платформа). Тут-то Radeon 9700 и отрабатывает всем на зависть!

Тесты с участием второго Serious Sam и Quake 3 на скорость анизотропной фильтрации и сглаживания фактически являются крайними примерами. “Сэм” отчего-то не подружился с Radeon (последний даже проигрывает GeForce), зато Quake, как прирожденная бенчмарка, демонстрирует мощную динамику производительности. Остальные игры показывали промежуточные значения, тяготея в общей массе к квейковским результатам (не в смысле схожих fps, но соотношении производительности R9700 и GF4600).

Каково же будет промежуточное резюме (окончательное, как договорились, будет сформировано после появления результатов работы карты в девятой версии DirectX)? На данный момент Gigabyte MAYA II R9700 Pro, бесспорно, — самая быстрая карта (хотя иначе и быть не могло, все-таки мы имеем дело не с модификацией прежнего ядра, а принципиально новой структурой). Особенно радует возросшая скорость на шейдерных тестах, где ни одна карта пока не может похвастаться избытком мощности. Исправленная “честная” анизотропия и быстрый антиалиазинг тоже добавляют приятные штрихи к портрету, делая сглаживание практически полезным и необременительным даже на самых высоких разрешениях в современных играх.

Вам понадобилось срочно обновить жилье или нужно срочно переехать? Тогда вам поможет покупка квартиры в рязани через Рязанскую Палату Недвижимости. Это сэкономит вам время и нервы.