В поисках радости

В мир бытовой аудиотехники класса High End фирма dCS пришла с большим опытом производства профессиональной цифровой аппаратуры. В 1997 г. на суд аудиофилам был представлен высококачественный ЦАП Elgar, работавший с 64-кратной передискретизацией - 2,822 МГц для CD-DA, что неслучайно совпадает с параметрами DSD-потока SACD. С тех пор много воды утекло, но стремление фирмы получить максимум достоверной информации с оптического носителя осталось прежним и не потеряло актуальности. Похвально и то, что за решением чисто технических задач создатели не забывают о внешнем виде продуктов - бок о бок с опытными инженерами трудятся талантливые дизайнеры. Взгляните еще раз на открывающий статью снимок. Разве не прекрасны эти компоненты: вороненый металл, изогнутый наподобие то ли рояльной крышки, то ли гитарного грифа - эти чувственные очертания, безошибочно настраивают слушателя на романтический лад. А кнопки - капельки на проигрывателе, расположенные «по убывающей», а ЖК-дисплей с небесно-голубой подсветкой! Изумительно.
Но, как говорится, не дизайном единым... В проигрывателе используется очень дорогой, но и чрезвычайно надежный транспорт UMK5 от японского производителя Esoteric. Подобно Elgar, проигрыватель Puccini обрабатывает CD-данные с 64-кратной передискретизацией, как бы приводя их к общему знаменателю с потоком DSD. При этом используется технология PLL, значительно снижающая джиттер. Быстродействующие и высокоточные DSP-процессоры вкупе с фильтрами новейшего поколения обеспечивают максимальную детальность звучания. Повышена емкость программируемых логических интегральных схем FPGA, что позволило расширить возможности аппарата. Модернизирован блок питания: снижена рабочая температура и чувствительность к перепадам питающего напряжения. 16-битовый микропроцессор позволил улучшить управление компонентом. Высококачественное алюминиевое шасси со специальными панелями, ламинированными демпфирующим материалом, обеспечивают надежную защиту от электромагнитных наводок и вибрации. По сравнению с флуоресцентным установленный ЖК-дисплей делает индикацию более наглядной, снижает как общее энергопотребление, так и уровень электромагнитных помех. При необходимости ПО можно обновить с CD-ROM. Экипирован проигрыватель тоже по-королевски: предусмотрены балансный и несимметричный аналоговые выходы линейного стереосигнала, два коаксиальных выхода цифрового аудио и пара S/PDlF-входов. Следовательно, можно использовать высококачественный ЦАП проигрывателя для конвертации в аналог внешнего сигнала. Принимаются потоки с частотой дискретизации 32; 44,1; 48; 88,2 или 96 кГц, а длина слова может доходить до 24 битов. Также имеется гнездо интерфейса RS-232, позволяющего вписать проигрыватель в мультирумую систему... Но сведущего читателя, наверняка, уже терзает вопрос: поскольку Puccini рассчитан на все случаи жизни, зачем здесь внешний тактовый генератор U-Clock? Сейчас объясню. Помимо упомянутых портов на заднюю панель проигрывателя вынесены вход/выход сигнала тактовой частоты. Разработчики твердо уверены: точность импульсов 44,1 кГц есть ключевое условие правильного чтения данных с CD. И обеспечить его выполнение в состоянии только отдельный узел, максимально защищенный
от помех и наводок. Кстати, аппараты могут работать и в режиме Master Clock, но для этого их необходимо дополнить внешним ЦАПом. Тогда U-Clock станет общим тактовым генератором для пары «транспорт/ЦАП», что по идее должно свести джиттер к минимуму. Впрочем, U-Clock - не просто тактовый генератор, а полноценный цифровой процессор, способный довести параметры данных с асинхронного USB-входа до разрешения 24 бита/192 кГц. Преобразованный таким образом сигнал поступает на один из двух выходов S/PDIF. При необходимости этот выход можно соединить с соответствующим входом проигрывателя и получить на линейном выходе высококачественный аналоговый сигнал. Остроумно, правда? Можно «подмешать» в цифровой сигнал определенную величину случайного шума. Таким способом перекрывается «мертвая зона», создаваемая ФАПЧ с узкой полосой пропускания.
Столь дорогостоящие решения не замедлили сказаться на звучании. После длительных экспериментов мы остановились на варианте с апсемплингом CD до DSD и фильтре 1, т.е. фактически на заводских установках. Больше всего нас поразило то множество подробностей, которые проигрыватель выявил на тестовых треках, выученных, казалось бы, уже наизусть. Пожалуй, никогда еще эффект присутствия в студии звукозаписи не был таким явственным. Примечательно, что U-Clock работал в системе подобно высококачественному сабвуферу - разница в звучании сильнее ощущалась, когда он был отключен, а не наоборот. В поисках радости от прослушивания специалисты dCS пошли на крайние меры. И оказались в явном выигрыше как и слушатели.
Задние панели
Проигрыватель экипирован как аналоговыми выходами обеих разновидностей, так и двумя коаксиальными выходами цифрового аудио и портом RS-232, Но самое удивительное - наличие двух S/PDIF-входов и входа/выхода внешнего тактового генератора. U-Cock оборудован портом USB с четырьмя выходами синхроимпульсов и двумя выходами S/PDIF.