С одной стороны, это связано с количеством компьютеров, которые сейчас находятся на руках у населения. Вполне естественно, что чем больше машин эксплуатируется, тем больше шансов, что среди их владельцев найдется несколько тысяч человек, которым понадобится написанный именно вами «автоматический закрыватель чего-то там по нечетным дням недели». Более того, известны примеры, когда какой-нибудь программист под пиво за пять дней писал утилиту, выкладывал ее на публичный файлообменник и неожиданно для себя зарабатывал на ней миллионы. Вполне естественно, что такие истории поддерживают энтузиазм в независимых разработчиках и стимулируют их на новые свершения.
Впрочем, главные деньги, безусловно, живут не в сегменте программ, написанных на коленках поддатых кодеров. Основные доходы получают те девелоперы софта, у которых есть соответствующие ресурсы,и мы знаем их имена! Это производители сложных операционных систем, мощных специализированных пакетов и прочих приложений, которые требуют десятков миллионов долларов инвестиций. В частности, игр.
Но, к примеру, производителям игр проще зарабатывать деньги, чем многим другим их коллегам по софтовому рынку. Вот представьте: сделали вы удачную игрушку, предположим Call of Duty. Она хорошо продалась, вы, не мудрствуя лукаво, создали add - on, он тоже неплохо пошел, заработали денег - и надо чем-то заниматься дальше. Согласитесь, напрашивается идея сделать Call of Duty 2! А тут как раз производители железа, которым надо продавать - ха, не поверите! железо говорят: «А теперь можете делать в полтора раза больше полигонов в персонажах и реалистичную мимику: мощности наших продуктов это позволяют». И пожалуйста - через полтора года после выхода дополнения появляется вторая часть, которую население нашего веселого шарика встречает с небывалым доселе энтузиазмом, и история благополучно повторяется. Все довольны.
Существенно сложнее приходится разработчикам офисных пакетов и специализированных утилит. Ясное дело, создатели графических редакторов, антивирусов и всевозможных защит ни разу не скучают, а вот, к примеру, те, кто по старинке делает приложения офисные, порой сталкиваются со сложностями. И, как ни странно, подобные сложности создают им такие, как я.
Вот уже 11 лет подряд я пользуюсь MS Word 2000, и в мои планы не входит переходить на более поздние версии. Именно эта мне симпатична по трем причинам: она практически никогда не глючит, у нее разумный интерфейс, и в ней есть абсолютно все, что мне нужно для работы. У меня за 11 лет не появилось ни единой причины купить любую из следующих версий данной во всех отношениях удачной программы. И я знаю немало тех, кто рассуждает подобным образом.
Еще один пример. С незапамятных времен, едва ли не с 90 - х годов, для просмотра картинок я пользуюсь простой, незатейливой и на редкость быстрой программкой ACDSee версии 2.3. Данная софтина делает абсолютно все, что мне нужно, позволяет очень быстро открывать любые графические файлы и с невероятной скоростью при необходимости проматывает их, повинуясь колесу мыши. Некоторое время назад мою любовь к старой версии заметил товарищ Барсуков и жестоко высмеял меня на тему моего ретроградства и приверженности «пыльному ПО».
Я, честно говоря, даже несколько устыдился и подумал: а действительно, чего это я? Может, стоит поставить последнюю версию этой смотрелки, и мир сразу заиграет новыми красками? Не поленился и установил. По результатам могу честно сказать следующее: да, я, безусловно, понимаю проблемы разработчиков, что создание сайтов - трудоемкий процесс и им приходится конкурировать с огромным количеством команд, которые например используются в их продвижении в поисковых системах, но лично мне версия 2.3 принципиально полезнее и милее, чем последняя. Современный ACDsee – это развесистый набор различных утилит и функций, которыми мне никогда даже в голову не придет воспользоваться, ибо не нужны они мне. Совсем. А появились они там только потому, что маркетологам производителя надо было переплюнуть конкурентов.
Приблизительно такая же ситуация с моим почтовым клиентом, с архиватором и с целым рядом других программ, у которых новые версии выходят как минимум ежегодно. И, повторюсь, я не один такой: имя нам - легион! Небольшой.
Впрочем, думаю, производители ПО как-нибудь переживут нигилизм подобных мне Homo sapiens. Все-таки большинство пользователей предпочитают современные версии всего, а значительная часть из них вообще сели за компьютеры заметно позже, чем я, поэтому они, может быть, и догадываются, что когда-то где-то была версия ACDSee 2.3, но им на это откровенно наплевать. И даже если прочитать им лекцию про это, то они посмотрят на меня как на идиота и подумают: «О чем это ты, Пух? Там же нет морфинга картинок во время пролистывания слайд - шоу!»
Так и живем. А я все равно периодами играю и буду играть в Transport Tycoon, несмотря на его вопиющую двухмерность и объем инсталлятора в 7 мегабайт, мне от этого наступает счастье.