Порфирион

Работы моддеров из Украины уже неоднократно были представлены в нашей рубрике «Практика моддинга». Прежде мы знакомились с проектами «Эйфория», Dark Crystal, а также парой корпусов Itzamna и Garmr, над которыми поработал Tirex из Александрии. Теперь настал черед Дмитрия Емцова, известного в моддерском мире под ником Muff. Его проект под названием «Порфирион» выполнен в формфакторе «моноблок», а кастомы, в которых системный блок объединен в одном корпусе с монитором - редкие гости нашей рубрики.

О предшественнике

Проект «Порфирион» - не первый мой корпус в форм-факторе «моноблок». Сначала была модификация BareMuff, которая меня многому научила. Создание этого системника позволило сделать множество конструктивных выводов относительного того, как должен выглядеть и функционировать компьютер, совмещенный с монитором. Откровенно говоря, тогда были допущены некоторые ошибки, которых я избежал во время разработки нового моноблока. Например, звукоизоляция в прошлый раз оказалась откровенно провальной: дерево - отличный резонатор. Недаром же самые хорошие колонки изготавливают из древесины! Здесь история повторилась, но я нашел несколько решений проблемы. Во-первых, покрыл внутренние стенки нового корпуса специальным материалом, гасящим вибрацию и акустические волны. Во-вторых, я не стал делать лишних отверстий и дырок в кейсе, за исключением воздуховодов. Их я тоже немного усовершенствовал - изолировал при помощи фильтров, которые, помимо звукоизоляции, решают проблему фильтрации воздуха, поступающего внутрь. Впрочем, я забежал немного вперед. Предлагаю начать рассмотрение процесса с самого начала.

Проектирование системы вентиляции

Организации движения воздушных потоков внутри корпуса пришлось уделить повышенное внимание - очень не хотелось получить в собственное распоряжение перегревающийся моноблок. План максимум - добиться показательной сбалансированности входных и выходных потоков воздуха. После некоторых рассуждений я решил обратиться к помощи сразу восьми корпусных кулеров фирмы Zalman диаметром 120 миллиметров. Считаю этого производителя мировым лидером в своей сфере. Четыре кулера поставил на вдув, остальные - на выдув. Но не следует полагать, что процесс планирования системы охлаждения ограничился лишь выбором вентиляторов. В этом направлении был реализован ряд других операций. Во-первых, для успокоения собственной души я добился абсолютного равенства площадей входных и выходных воздуховодов - это необходимо сделать для более эффективной борьбы с накоплением пыли. Во-вторых, спроектировал расположение компонентов моноблока таким образом, чтобы холодные и теплые воздушные массы внутри кейса двигались наиболее рациональным образом. На этом этапе стоит остановиться более подробно.

Во время проектирования системы охлаждения я следовал простым принципам, понятным любому человеку. Например, теплые и холодные воздушные потоки в корпусе не пересекаются - это позволяет повысить эффективность всей системы и задействовать в процессе остужения начинки все кулеры без исключения. Входные воздуховоды расположены ниже выходных, так как известно, что нагретый воздух поднимается вверх. На мой взгляд, такой способ организации системы охлаждения оптимален для этого проекта.

Также на данном этапе работ я уделил внимание удобству работы с системным блоком: организация быстрого доступа ко всем компонентам моноблока оказалась не так проста в реализации - монитор своими размерами чуть было не завел меня в тупик. Но и эта проблема была решена детальным анализом всевозможных вариантов с последующим выбором наиболее оптимального.

Начало работ

Настало время приступить к практическому этапу работ. Завершив проектную стадию, я принялся выбирать материал для кейса «Порфириона». Недолго думая, решил использовать тот же вариант, к которому я прибегнул в рамках предыдущего моддинга, и задействовал древесностружечную плиту толщиной 10 миллиметров. На этом материале я остановился по нескольким причинам: он прост в обработке, доступен, хорошо выглядит и дает возможность беспрепятственного конфигурирования. В итоге для «Порфириона» были использованы гладкие белые плиты с пластиковой торцовкой. С помощью нехитрых операций я подготовил все необходимые детали для корпусной основы будущего моноблока.

На этом этапе возник любопытный вопрос: как вырезать вентиляционные отверстия диаметром 120 миллиметров? Задача не простая, так как таких дырок предстояло сделать аж девять штук! Почему девять, спросите вы? Ведь кулеров всего восемь... Но про вентилятор блока питания забывать не стоит - энергоблок тоже нуждается в избавлении от нагретого воздуха наиболее эффективным способом. Однако вернемся к нашим баранам. С электролобзиком я решил не экспериментировать - добиться идеальной точности и ровности в работе с этим инструментом невозможно. Пришлось прибегнуть к более экзотическим вариантам - коронкам, «беларинкам» и древним советским дрелям. В итоге все указанные приспособления были сломаны! Но результат все же был получен, и произошло это с помощью уникальной связки - «бошевского» перфоратора, переходника и коронки для бетона диаметром 120 миллиметров. В конечном итоге все мои мучения увенчались успехом. Честно говоря, завидую тем, у кого есть специализированная мастерская, так как проворачивать подобные операции в домашних условиях - настоящее мучение. Чтобы сделать срез не таким страшным, я использовал белую резинку, которой снабдил все отверстия без исключения. Вот таким простым и незамысловатым способом я добился оптимального внешнего вида воздуховодов.

Сборка

С помощью обыкновенной дрели я просверлил несколько отверстий и начал созидать. Методика крепежа элементарная - в торец. Именно этот принцип используют многие производители мебели, которая к слову, также делается из древесностружечных плит. И ведь не скажешь, что эта мебель получается неустойчивой или непрочной.

Постепенно, не спеша, кастом начал обретать свою форму.

Позволю себе несколько лирических отступлений относительно продукции компании Zalman. Как я уже говорил, к товарам данного производителя я отношусь с уважением, поэтому для «Порфириона» было задействовано восемь кулеров Zalman ZM - F3. За качество приходится платить: этот набор обошелся мне более чем в две тысячи рублей, но оно того стоило. И не удивите, что для остужения процессора я использовал систему охлаждения все того же производителя: Zalman CNPS7000 - Cu.

Корпусные кулеры были установлены на свои законные места, а получившиеся воздуховоды - сдобрены фильтрами - пылесборниками.

Звукоизоляция

Методика борьбы с вибрацией и повышенным уровнем шума заслуживает отдельного разговора. В самом начале ворклога я упомянул об использовании специализированного материала. Речь идет о вспененном каучуке толщиной пять миллиметров. Он отлично гасит шумы, да и стоит совсем недорого. При помощи обыкновенных ножниц или канцелярского ножа вырезаем заготовки необходимых форм, которые затем следует аккуратно приклеить на внутреннюю поверхность панелей системного блока. Использовать можно только тот клей, который не разрушает плавкие поверхности - ядреный «Момент» здесь не подойдет.

Я уже писал, что для должной звуко - и виброизоляции все детали внутренней части корпуса необходимо обклеить вспененным каучуком. Это следует понимать буквально, так как одной лишь оклейкой каркаса не обойтись. После того как на свет появились полочки для четырех жестких дисков, я установил их на место и также дополнил слоем изоляционного материала. Не будем забывать, что именно жесткие диски являются источником вибрации.

Далее все собирается в единое целое, параллельно добавляются куски вспененного каучука. Фиксируем первые результаты и двигаемся дальше!

Передняя крышка

Приступаем к передней крышке, где, собственно, и будет располагаться монитор моего моноблока. Режем основу из ДСП и сверлим отверстие для вывода проводов, не забыв сдобрить срезы все той же резинкой белого цвета. Сверлим отверстия для крепежа дисплея. Фиксация будет осуществляться с помощью четырех винтиков через мягкие прорезиненные шайбы. Помимо винтов, по периметру дисплея я пустил полоски изоляции, что позволит монитору оставаться в целости и сохранности, не подвергаясь механическому трению с деталями самого корпуса во время работы кастома. Добавляем лист изоляционного материала, и работы с передней крышкой можно считать завершенными.

Для механизма открытия я использовал газовые амортизаторы, что очень удобно в моем случае, так как крышка с монитором по задумке должна откидываться вверх. Собственно, используются эти амортизаторы как раз в автомобильной среде. Чаще всего - в конструкции багажников практически всех легковых транспортных средств. Получилось неплохо, да и что касается удобства - тут все в полном порядке.

После того как монитор был прикреплен к передней панели, оказалось, что эстетика корпуса оставляет желать лучшего. Пришлось резать кусок молочно-белого оргстекла с целью создания декоративного кожуха. На этом этапе я обратил внимание на некоторые важные детали. Например, на создание выреза в кожухе для доступа к кнопкам монитора. Также позаботился о вместительной нише в нижней части кастома, куда можно прятать клавиатуру с мышкой.

Немного электрики

Непродолжительный этап работы в рамках создания «Порфириона» связан с электрокомпонентами. Сначала я оснастил системник самодельным блоком питания. Когда-то это был мой отдельный проект под названием Krustys Power Unit. Теперь это составная часть моноблока, о чем я совершенно не жалею. И пусть желтый цвет БП вас не смущает - он будет заметен лишь сбоку, а сверху виден лишь логотип - сам клоун Красти из мультфильма “СИМПСОНЫ”.

На переднюю панель я вывел несколько компонентов. В частности, кнопки включения ПК, перезагрузки, переключатель скорости вращения вентиляторов, а также пару USB - выходов. Отдельно хочу отметить поясняющие надписи к этим деталям. Их я сделал с помощью гравировки, а затем залил получившиеся каналы черной краской.

Ряд мелких операций

На финишном этапе мне предстояло сделать ряд небольших доработок. Тот, кто строил кастомы, может подтвердить, что доведение кастома до ума требует немало времени. Расскажу лишь о ключевых моментах. Из-за сильного нагрева монитора к декоративному кожуху пришлось добавить вентиляционные отверстия, и проблема была решена. Под сам монитор пришлось подкладывать дополнительные слои изоляционного материала с целью выровнять дисплей по уровню горизонтальной планки корпуса. Также я приклеил к каркасу корпуса пневмодоводчики, которые не позволят дверце сильно хлопать. И наконец, была установлена простенькая планка внутри корпуса для поддержки видеокарты. Дело в том. что я повернул материнскую плату на 90 градусов, что стало причиной ненадежной фиксации графического компонента. Поэтому пришлось дополнять интерьер этой белой вставкой.

Подведение итогов

Если говорить об эксплуатационных качествах «Порфириона», то в удобстве формфактора «моноблок» я убедился, когда построил BareMuff. По сравнению с прошлым моддингом технические характеристики кастома также улучшились. Например, благодаря грамотно реализованной системе охлаждения температура компьютерного железа значительно снизилась. И наконец, я удовлетворил свою тягу к творчеству, что также являлось одной из целей проекта «Порфирион». Надеюсь, мой ворклог поможет вам построить красивый и качественный «моноблок», если вы решите выбрать именно такой форм-фактор для будущего кастома.