Старшее поколение, отрочество и юность которого пришлись на 70-е годы двадцатого века, вряд ли способно в полной мере оценить, насколько удивительным было то время. Бунтарство молодежи против буржуазной морали, осуждение войны во Вьетнаме, лежащие на лужайках длинноволосые хиппи, марихуана, сексуальная революция - тогдашние атрибуты свободы личности и свободы нравов невероятным образом отразились в западном искусстве тех лет. Так случилось, что история причислила к наиболее ярким его представителям четверку парней из провинциального Ливерпуля. В 1970 году, будучи уже всемирно известным рок-квартетом, The Beatles записали один из наиболее удачных альбомов «Abbey Road» в одноименной студии на северо-западе Лондона.
Когда попадаешь в эти окрестности, создается впечатление, что за 40 с лишним лет здесь не изменилось почти ничего: те же здания, тот же очаг туризма, та же «зебра» на переходе улицы. Разве что VW Beetle с еще не украденными «номерами» отсутствует на левой стороне снимка.
Давным-давно каждый, кто бренчал в подворотне на гитаре, пытаясь изобразить серенады на корявом английском, имел бы за счастье постоять на пороге ARS. Нам же в студии № 2 «разрешили» прикоснуться и к клавишам современного концертного рояля Stainway&Sons, и к зашарпанному, до сих пор расстроенному пианино, на котором Поль Маккартни записывал «Lady Madonna». И потому нам легко было разделить паломнические чувства А. Макаревича, который со своей «Машиной» записал там альбом. А кроме него, и задолго до него, как царапают на развалинах Колизея русские туристы, «здесь были»: Pink Floyd, Radiohead, Seal, Sting, The Scorpions, U2 и другие...
Нужно сказать, что внутри здания строго запрещено делать снимки - хоть процесса записи, хоть картинок на стенах коридора, не говоря уже о доисторической звукозаписывающей аппаратуре, которой завален коридор. И бросить жалко, и тащить неохота. Как обычно.
Но! Старое уступает место новому. Диалектика. Среди тех, кто участвует в обновлении студий - Bowers&Wilkins. Одно из самых, на наш взгляд, комфортных для работы помещений - компактная студия № 3, единственное место, где разрешено фотографировать, и где Джон и И око записали свои баллады о мире, - оснащено серией 800. Еще одна студия под № 52, расположенная на верхнем этаже, предназначена исключительно для сведения и озвучки мультипликационных и художественных фильмов. Акустические свойства студии в сочетании с набором B&W 800 Diamond представляет собой некий стандарт звучания. Именно в этой студии смикширован и записан саундтрек к фильму «Гарри Поттер».
Пожалуй, каждая студия звукозаписи может преподносить себя как минимум в трех ипостасях. Во-первых, это - акустически подготовленные помещения в совокупности со всей инфраструктурой для работы и отдыха - поскольку работать на студии приходится подолгу, то здесь, как ни странно, часто можно встретить элементы - э-э-э, как бы это поточнее - гостиничного, что ли, сервиса. Кстати, для этого в ARS используется отдельное здание на прилегающей территории.
Во-вторых - это персонал. Звукорежиссеры и техники. Малейшая неточность в настройках сложнейшего оборудования чревата потерей невосполнимого, того самого момента, ради которого музыкант... - ну, и так далее. Кроме того, в этой области ARS может предложить нечто большее - славное имя, «намоленные» стены, тени записывавшихся здесь корифеев, незримое присутствие которых заставляет собраться и отработать сессию так, что после придет понимание, что лучше было просто невозможно.
И, наконец, в-третьих - оборудование. Это уже не эмоции, а то, что реально, весомо, зримо. Прежде всего, это микрофонный парк, в котором представлены самые авторитетные и легендарные модели брендов AKG, Beyerdynamic, Brauner, DPA, Microtech, Sennheiser, Shure и конечно же, Neumann, причем именно модели этого именитого бренда представлены в самом большом разнообразии - из тридцати, упомянутых в списке, двенадцать принадлежат именно ему.
О многих микрофонах, установленных в ARS, мы уже рассказывали. Не следует забывать, что микрофонный сигнал должен быть идеально усилен и записан. В студии представлены консоли AMS Neve 88RS, SSL 9000J и AMS Neve DFC, используется высококлассное профессиональное оборудование Fairchild, Urei, Lexicon и ТС Electronic, системы Pro Tools и Pyramix.
Важнейший класс оборудования, без которого качественная звукозапись невозможна в принципе - студийные мониторы. Здесь ARS отдает предпочтение продукции Bowers&Wilkins. Отношения между этим брендом и студией началась в 1988 году, когда студия решила использовать Matrix 801 как эталонный монитор. И это продолжается до настоящего времени с 800 D, установленными в студии сейчас.
Акустика серии 800 Diamond является системами эталонного класса. Серия 800 признается большинством промышленных экспертов как лучшая модель акустических систем.