Учитывая, что LiVES доступен в репозиториях большинства дистрибутивов, установка проблем не вызывает. В Ubuntu/Debian достаточно ввести apt-get install lives — и можно приступать к работе. Но в официальном репозитории находится стабильная и далеко не самая последняя версия. Чтобы добыть все новые функции, следует подключить репозиторий NoobsLab:
$ sudo add-apt-repository ppa:noobslab/apps
$sudo aptitude update
$sudo aptitude install lives
На самом деле устанавливается только минимальный набор кодеков и утилит, но поддерживаемых на порядок больше. Нужно быть готовым, что впоследствии придется что-то добавлять. Я сразу же ставлю другие кодировщики: ffmpeg, libdv-bin, mjpegtools, transcode и x264.
При первом запуске (если не обнаружен файл -/.lives) активируется мастер, позволяющий произвести основные установки.
Вначале предстоит указать рабочий каталог (в нем должно быть достаточно места). Затем анализируется наличие установленных в системе программ; если все найдено, можно переходить к следующему шагу. Иначе придется выйти и доустановить все необходимое. Выбираем аудиосервер. Здесь лучше остановиться на предлагаемом по умолчанию PulseAudio.
Переходим к выбору интерфейса. Редактор поддерживает два режима интерфейса: Clip Edit (режим фрагментарного редактирования) и Multitrack (режим с несколькими дорожками).
Первый предлагается по умолчанию; он проще, и его используют виджеи, поскольку он позволяет подготавливать видео, воспроизводить клипы, применять эффекты, перекодировать клип и т.д. Второй — это собственно многодорожечный редактор. Для знакомства лучше выбрать Clip Edit. Наличие двух режимов часто сбивает с толку новичков, которые, прочитав о возможностях LiVES и запустив программу, ожидают увидеть редактор с несколькими треками, а получают не совсем то, что хотели. Режим интерфейса легко меняется — постоянно в Startup Mode (Инструменты > Параметры > GUI) или временно (Правка > MultiTrack режим). При наличии нескольких мониторов их настройка производится в Инструменты > Параметры > GUI.
В поставке идет несколько скинов; при желании можете здесь же выбрать себе наиболее приятный. Вообще, стоит сразу же пробежаться по установкам в Параметры: это даст некоторое представление о возможностях программы.
Импортируем файлы
Интерфейс LiVES прост, но из-за изобилия его функций требуется время, чтобы освоиться. Видеоредактор не переборчив по поводу источников данных. Перейдя в меню Файлы, мы найдем несколько пунктов. В один проект можно загрузить данные с разных источников. Выбираем Открыть Файл/директорию и указываем на файлы; используя клавишу Shift, можно выбрать сразу несколько. Предпросмотр помогает сориентироваться. Видео после обработки появится в окне программы.
Отметим здесь очень важный момент, который нужно помнить при работе с LiVES: он очень не дружит с кириллическими именами каталогов. Если быть точнее, то скорее это проблема утилит, на которые он опирается. Поэтому можно открыть файл с рабочего стола (-./Рабочий стол), но вот сохранить обратно получается не всегда. В самом низу рабочего окна выводятся все оповещения, помогающие понять, что случилось.
Отдельные пункты, находящиеся в меню Файлы, позволяют импортировать: часть файла (потребуется задать начало и количество фреймов), видео с внешних ресурсов (включая YouTube: просто вводим адрес, после этого файл скачивается и добавляется в проект), дисков и устройств. При этом Fireware обычно подхватывается «на лету», а ТВ-тюнер и web-камеру следует вначале добавить, выбрав одноименное меню. После чего можно управлять захватом при посредстве появившейся панели.
Отдельно вынесено меню для захвата видео с экрана (Инструменты > Capture External Windows); выбираем и указываем нужное окно. Для остановки записи используется клавиша q, после чего видео будет подключено к проекту.
Импортированное изображение представляется как отдельный клип, его можно использовать в качестве фона при воспроизведении музыки, например как вы играете в FIFA 14 на Андроид. Но эффективнее, когда изображения сменяют друг друга. Для этого следует создать видео из набора файлов. Выбираем Инструменты > Создать > Generate clip from image, указываем каталог с файлами, размеры экрана, количество фреймов и частоту кадров. Результат сохраняется в новый файл или копируется в буфер обмена (зачем — станет понятно ниже). Кстати, если в процессе генерации файла остановить обработку, то уже созданный на этот момент файл можно оставить (это касается и многих других подобных операций).
Остальные подпункты в Инструменты > Создать позволяют сгенерировать чистый или цветной кадр и заголовок. В последнем варианте потребуется лишь ввести текст, выбрать шрифт и указать расположение на кадре.
В LiVES реализована возможность сохранения и восстановления отдельного клипа (Файл > Сохранить/Восстановить клип как *.lv1) или всего набора (Дополнительные > Экспортировать/Импортировать проект как Mv2). Сами файлы с расширениями Iv1 и Iv2 по сути являются gzip-архивами, в которых упаковано видео и установки, это позволяет быстро перенести всю информацию в другую систему.
Работа с аудио
Если видеофайл содержит аудиодорожку, она будет видна на шкале времени (моно, правый/левый канал). При добавлении аудиофайла через меню Файлы он подгружается как отдельный клип, не содержащий видео. Такой вариант подходит, когда нужно добавить видео к готовому аудиоряду. А вот чтобы добавить к клипу аудиодорожку, следует использовать пункты меню Аудио, выбрать Загрузить новый звуковой фрагмент и указать на файл. Этот пункт позволяет заменить звуковую дорожку; он же доступен в том случае, если клип не содержит аудиоданных. Выбирая другие подпункты, импортируем аудио с CD или внешнего источника (микрофона), удаляем и экспортируем звук (все или выделенное). Далее аудиоданные в текущий клип подгружаются при помощи Добавить звук; отдельный пункт позволяет вставить в выделенный участок тишину. При добавлении стереофайла в монозапись он автоматически преобразуется в моно. При удалении выделенного аудио (Удалить звук > Удалить выделенные звуковые данные) или участка до выделения (Trim/Pad Audio) пустое место не образуется, аудиофайл просто укорачивается, подтягиваясь на пустое место. Используя пункт Fade In/Out, можно усилить или ослабить уровень звука выделенного участка или определенной протяженности.
Виджей
В основном окне программы отображается два окна: слева показан первый кадр, справа последний. Смещение изменяется при помощи двух панелей ниже — просто нажимаем кнопку «+», покадрово проматывая до нужного момента. Или, как вариант, используем ползунки, перемещая курсор мыши по шкале времени в обе стороны. Для удобства выделения следует также использовать пункты в Правка > Выделить, откуда, например, отмеченный участок легко инвертировать, выделить конкретный
> Настройка горячих клавиш вызова эффектов реального времени.
фрейм или заблокировать размер выделенного участка (т.е. выделили 20 кадров, затем этот размер можно применять к любой части видео).
После импорта можно проиграть файлы, используя специальную панель; но больше возможностей предоставляет меню Играть и горячие клавиши. Здесь в большинстве случаев особых пояснений не нужно: достаточно просто пройтись по пунктам и просмотреть, как оно работает. Качество настраивается в Инструменты > Параметры > Воспроизведение.
Если в проекте загружены видео и аудио разных размеров, то файл будет проигрываться, пока доступно видео. Но LIVES позволяет подогнать длительность воспроизведения видео под аудиотрек (Auto Loop Video to fit audio, клавиша L).
По умолчанию воспроизведение начинается во встроенном окне небольшого размера. Нажав клавишу S или выбрав соответствующий пункт в меню Играть, можно запустить его в отдельном окне или на полном экране. Реализовано воспроизведение по кругу: обычное (Loop Continuously) и вперед-назад (Ping Pong Loop).
Все клипы доступны в меню Фрагменты. Чтобы перейти к следующему, достаточно просто дважды по нему щелкнуть, вращать колесико мыши или использовать Ctrl + PageUp/PageDown. Для удобства файлы можно переименовать, а если они уже не нужны — удалить (клавиша С). В меню Информация находится несколько пунктов, выбор которых позволит узнать все доступные данные о клипе.
Как уже говорилось, LiVES позволяет отправить поток другому экземпляру программы. Это очень просто. Нужные настройки находятся в меню Дополнительно. Необходимо лишь задать частоту, размеры кадра, цветовую модель, IP и номер порта удаленной системы. На другой стороне можно настроить прием потока с любого адреса или с определенного IP. Затем выбираем Open yuv4mpeg stream и получаем результат.
Все горячие клавиши можно просмотреть в пункте VJ > Show VJ keys.