Свой главный сюрприз 3Dfx преподнесла 14 декабря прошлого года. В этот день она объявила, что покупает производителя известных видеоадаптеров - фирму STB. Альянс позволит 3Dfx целиком контролировать производственный процесс от разработки чипов до выпуска ускорителей на их основе. Зачем? Давайте разберемся.
Нетрудно заметить, что вот уже год 3Dfx не предлагает ничего нового на «геймерском» рынке 3D-ускорителей. С момента выпуска Voodoo 2 корпорация о нас так и не вспомнила - зато рынок OEM (поставщиков готовых компьютеров) пользовался ее постоянным вниманием.
Banshee вряд ли очень заинтересует фаната 3D-игр, решившего приобрести новый ускоритель, но как основа 2D/3D-платы для нового компьютера этот чип вполне неплох. Рекордная 3D-производительность - далеко не самая важная составляющая успеха на рынке OEM (платы ATI - лидера продаж - никогда не числились в чемпионах 3D-акселерации). Здесь гораздо важнее имя производителя, налаженные каналы сбыта, а также сбалансированность характеристик и качественное изготовление плат вкупе со стабильностью драйверов. У STB есть большие заказчики (DELL, Compaq, Gateway), у 3Dfx - имя. Остальное - дело практики.
Сразу после анонса о слиянии с STB стало известно, что изготовлением плат на основе своих будущих чипов 3Dfx намерена заниматься в гордом одиночестве. Voodoo 2 и Banshee будут по-прежнему поставляться старым партнерам, но о Voodoo 3 сторонним заказчикам придется забыть. Исключение сделали только для Quantum3D (производителя серии Obsidian). Quantum, старейший партнер 3Dfx, работает преимущественно на рынке профессиональных ускорителей и не составит альянсу конкуренции.
DiamonD и Creative - два крупнейших заказчика 3Dfx - отреагировали на слияние примерно одинаково. Представители обеих компаний заявили, что инициатива партнера стала для них полной неожиданностью. Их реакцию на недоступность Voodoo 3 можно свести к выразительной фразе «Не больно-то и хотелось».
Итак, подведем итоги. На данный момент очевидно, что 3Dfx в первую очередь хочет покорить рынок OEM. Но не останется ли компания у разбитого корыта, потеряв поддержку разработчиков игр и конечных пользователей, так и не успев приобрести популярность у OEM?..