Когда Reference 4 только появился в нашей лаборатории, то никаких особенных эмоций это поначалу не вызвало - обычная, ничем не приметная упаковка. Но подобные аппараты предназначены для ценителей содержания, а не дешевого внешнего понта. И понимание этого приходит по мере того, как начинаешь открывать коробку и знакомиться с тем, что в нее вложено.
Особенности инсталляции
Усилитель довольно тяжелый и по нынешним меркам, в общем-то, немаленький. Корпус с медным покрытием представляет собой один большой радиатор охлаждения с весьма приличной общей площадью. Несмотря на такой внушительный теплоотвод, по противоположным торцам стоят два небольших вентилятора, которые включаются по достижении заданной температуры. Все регулировки и терминалы подключения выведены на один длинный торец, что при таких габаритах корпуса дает определенные преимущества в инсталляции. Нижняя крышка выполнена из слегка притонированного стекла, а внутренности подсвечиваются светодиодами холодного белого цвета. Учитывая то, что усилитель подобного класса вряд ли будет тупо прикручиваться на саморезы к спинке заднего сиденья, а скорее всего станет частью кастом-инсталляции, зачислим это в плюсы эстетике. Кстати, показывать свою начинку усилитель может, нисколько не стыдясь.
Питание
Формально Reference 4 - это обычный 4-канальник. Однако я бы рискнул описать его формулой 2 в 2, она подходит к нему точнее, поскольку усилитель представляет собой, по сути, два 2-канальника в одном корпусе. Причем, полностью независимых, каждый со своим блоком питания, даже силовые входы раздельные. Такой подход не просто уменьшает взаимовлияние между парами каналов, а исключает их как класс. Что это дает на практике? Давайте для примера возьмем обычный усилитель с одним блоком питания, подключим к одной паре выходов мостом сабвуфер, а к другой - фронтальные динамики. Чем ниже частота сигнала, тем обычно выше токи, протекающие через динамики, и следовательно выше нагрузка на сам усилитель и его блок питания. И вот представьте себе: фронт пытается утонченно воспроизвести высокие звуковые материи, а все энергетические возможности блока высасываются жадным до тока сабвуфером. Фронт при этом, понятное дело, остается сидеть на сухом пайке. А отсутствие энергетического запаса - это сглаженные пики сигнала, к которым, между прочим, наш слух весьма чувствителен. Как следствие, субъективно более тяжелое и зажатое звучание. Это хорошо заметно даже в не самых дорогих аудиосистемах, а уж когда речь идет о High-End аппаратах, то и подавно. Каждый из блоков питания Reference 4 имеет довольно приличный запас мощности. Косвенно это можно заключить из габаритов тороидальных трансформаторов, и по возможности стабильной работы усилителя на низкоомную нагрузку - описание допускает подключение акустики с общим сопротивлением до 1 Ом.
Компоновка и элементная база
Компоновка этого усилителя направлена на уменьшение всяческих помех. Первое, что бросается в глаза - это максимальное разнесение в корпусе слаботочных и сильноточных цепей. Именно из-за этого RCA-разъемы линейных входов оказались раскиданными по противоположным концам корпуса. Да, это может оказаться не слишком удобным в инсталляции, но тут уже вопрос приоритетов - "вам шашечки или ехать?" При детальном рассмотрении платы можно обнаружить, что на ней нет перемычек. А это говорит о том, что ее топология разработана с умом, а не доверена какой-нибудь программе автоматической трассировки. Кстати, элементную базу стоит отметить отдельно. В выходных каскадах усилителя работают заслужившие доверие разработчиков высококлассной аппаратуры транзисторы Sanken. Пленочные конденсаторы Mundorf М-Сар, пусть не самой пафосной серии, но тоже вполне приличные. На входах мы рассмотрели операционники AD712.
Регулировки
Фильтры верхних и нижних частот усилителя позволяют использовать его как в лаконичной системе "фронт+саб", так и в так называемой полупоканальной системе, в которой одна пара каналов работает на мидбасы, а другая - на средневысокочастотное звено, верхнего предела регулировки частоты ФВЧ 1 кГц должно хватить даже для акустики с купольными среднечастотниками. Впрочем, все фильтры на входах можно и отключить, и тогда усилитель превратится в чистый оконечник. Для сложных систем с процессором это только плюс - меньше каскадов на пути сигнала. Регулировка Bias - это не что иное, как регулировка тока покоя выходных транзисторов. Убавляем - получаем усилитель, работающий в классе АВ. Прибавляем - получаем усилитель, переходящий в этот класс только при достижении определенной мощности, а на умеренных уровнях сигнала работающий в классе А, не таком экономичном в плане потребления тока, но зато обеспечивающий крайне низкие искажения слабых сигналов.
Как звучит?
Первое включение усилителя оставило двоякое впечатление. Вроде бы все инструменты и исполнители на своих местах, тональный баланс изумительный, но присутствовало какое-то ощущение, что на знакомых треках не хватает динамики и "воздуха". Ответ оказался очень простым - усилитель пришел к нам в лабораторию новым, непрогретым. Пришлось отложить прослушивание, оставив его включенным на ночь.. И это дало свой результат - с утра звуковая картинка совершенно изменилась, и появилась возможность говорить о характере усилителя. Если в двух словах, то его можно описать как педантичный и напористый. Вокал, что мужской, что женский, звучал чуточку подсушено, исполнителям так и хотелось предложить стакан водички. Инструменты звучали насыщенно и полновесно, но при этом не тяжело. Монеты на вступлении флойдовской Money сыпались весьма реалистично, причем они были не то что не свинцовые,деревянные или стеклянные, можно было на спор даже размер этих медяшек угадывать. Большой барабан с первого трека Mcintosh Audiophile Test Reference CD не просто гулко шарахал, а ударял весьма убедительно,усилитель без напряжения передавал вибрации большой мембраны, живо рисуя на звуковой сцене сам тяжелый инструмент и чуть ли не самого бьющего по нему в музыкальном экстазе взъерошенного лабуха. В общем, что касается звука, то можно с полной уверенностью сказать, что усилитель сполна отрабатывает свою стоимость. Звучит мощно, напористо, но при этом, как это ни странно, довольно бережно относится к тонким нюансам записи. А такое сочетание встречается нечасто.