Открывающие тест AC - это заодно и одна из двух обещанных премьер новой для России канадской фирмы REFERENCE 3A. Сочетание 3A в названии означает APPLIED ACOUSTIC ART (то есть «прикладное акустическое искусство»). Небольшая компания, базирующаяся в провинции Онтарио, насчитывает 15 лет официальной истории и может похвастаться довольно хорошей известностью на американском континенте.
Новое для нас имя с порога оказалось связанным с весьма приятными визуальными впечатлениями. Компактные пирамидальные двухполосные колонки чрезвычайно элегантной формы, поставленные на неубиваемые массивные ноги из цельных брусков шлифованного алюминия со столь же брутальными толстенными шипами, как-то сразу понравились прочностью и одновременно соразмерными гармоничными пропорциями конструкции.
Купить в Интернет-магазине
Канадская звуковая концепция выстроена вокруг широкополосного динамика собственной разработки. 7-дюймовый драйвер имеет диффузор из плетеных углеволоконных нитей и изготовлен на оборудовании фирмы. Приобрести такую акустическую систему можно через виртуальную витрину, тем более что цены в интернет магазинах http://freemarket.kiev.ua гораздо ниже, чем в привычных для нас магазинах. Интересная деталь, сразу приковывающая к себе взгляд, - белая коническая спиралевидная накладка из блестящего пластика («слоеная пирамидка»), установленная прямо на невысокий пылезащитный колпачок. По краю этой занятно выглядящей штуки нанесена надпись, из которой следует, что данный аксессуар называется Sound Acoustics Driver Lens и патент на него находится в стадии оформления. Поддержку сверху по частотам обеспечивает крупный мягкий купол с алюминиевым фланцем.
Хороший тон
Еще одна составляющая «набора хорошего тона» - кольца Фарадея на полюсных наконечниках в магнитных системах динамиков, предназначенные для уменьшения индуктивности, выравнивания импеданса системы и повышения однородности магнитного поля в зазоре путем снижения противо-ЭДС звуковой катушки. Динамики подбираются для каждой пары колонок и предварительно не менее 72 часов тестируются на высоких уровнях сигнала. Фильтрация устроена ультимативно и весьма необычно для серийной акустики - широкополосник подключен к усилителю напрямую, а ВЧ-фильтр для твитера сделан на одном-единственном бумажно-масляном конденсаторе. Пирамидальные корпуса довольно хорошо задемпфированы. Сзади имеются порт фазоинвертора, загнутый плавным коленом вниз, и две пары клемм для бивайринга с медными перемычками.
При прямой постановке без разворота на слушателя Veena выказали приятную подачу в типичном для широкополосников стиле - с некоторым акцентом на середину, но не вследствие сгущения тембров в указанном диапазоне, а за счет заметного спада по краям. При развороте осей излучения на слушателя дефицит отдачи по верхам компенсировался, хотя баса по-прежнему осталось довольно мало. Зато тот, что был, сохранил нормальную фактуру и собранность, не стремился внезапно прорываться в записях и некультурно подгуживать. Общий почерк можно охарактеризовать как спокойный, уравновешенный и тонкий, звук - чуть глянцевый, но очень комфортный в хорошем смысле слова. Сцена и позиционирование источников - уверенные и хорошо прорисованные. Тембральное разрешение оказалось ближе к среднему, шумы звукоизвлечения - чуть притушенными, но музыка звучала приятно, соразмерно и абсолютно непринужденно - текла и текла, пластично и осмысленно. Дикция и артикуляция вокалистов и хора были просто безупречны, в чем есть заслуга и нашего источника. Однако акустика сама по себе весьма прозрачна и позволяет электронике проявить себя. Несмотря на некоторый дефицит ВЧ, ощущения глухоты и «безвоздушного пространства» совсем не возникало, темпоритмически все было беспроблемно, а легкая округлость контуров звуков только добавляла шарма.
Измерения
Результаты измерений Reference ЗА Veena неоднозначны. Сопротивление и электрическая фаза ведут себя весьма стабильно: минимум импеданса равен 6,1 Ом, максимум 23 Ом, отклонение фазового угла не более ±35 градусов. Но на обоих графиках хорошо заметны зазубрины, потенциально отмечающие внутрикорпусные резонансы. АЧХ больше напоминает лезвие ножа для резки хлеба, чем гитарную струну. Хотя амплитуда этих множественных флуктуаций не так уж велика. Неравномерность в средне-частотном диапазоне не превышает ±1,9 дБ, общий дисбаланс в области ВЧ устраняется установкой АС без разворота на слушателя. Нижняя граничная частота составила 34 Гц по уровню-10 дБ (41 Гц по-3 дБ). Причем с учетом привносимых искажений на малых и умеренных громкостях акустика работает именно с этой отметки. Рост КНИ практически прямо пропорционален увеличению громкости во всей рабочей полосе частот.