Программируемый винил

Кассета позволяла сделать управление отчетливым: выбор участка фонограммы, хоть и последовательный, но тоже, чай, не вручную осуществлялся, а кнопками или клавишами перемотки. С грампластинками почему-то так не получалось...
Можно возразить: автоматы, воспроизводящие грампластинки без участия человека известны еще с начала прошлого века. Все верно. Так называемые джю-боксы до сравнительно недавних времен были непременным атрибутом многих заведений, в частности, питейных. Они производились даже в СССР! Принцип действия был прост: бросил монетку, выбрал песню кнопкой, дальше под стеклом таинственный механизм сам берет из стопки пластинку, опускает на проигрыватель, сбоку поворачивается тонарм... Звук, само собой, можно себе представить, но и само зрелище, согласитесь, завораживало.
О распространенности такого аппарата в обычных квартирах не могло быть и речи: слишком дорогой и громоздкий. Кроме того, эти музыкальные автоматы по самой логике вещей использовали пластинки с небольшой длительностью звучания: одна сторона - одна композиция (песня) длительностью, ну, скажем, до пяти минут. Иначе - нерентабельно! Для домашнего применения требовалось нечто иное.
Все же, музыкальный автомат для домашнего пользования, да еще и умеющий работать со всем этим многообразием (а как же иначе?), в массовой продаже так и не появился.
И все-таки рынок диктовал необходимость совершенствования. Естественно, альтернативные пути развития проигрывателей грампластинок не заставили себя долго ждать. Дело выбора пластинки из общей стопки оставили на ответственность владельца. А вот от необходимости устанавливать иглу над дорожкой, да еще и, упаси Боже, опускать ее на дорожку трясущейся (исключительно от восторга и волнения) рукой, владельца решили избавить. Хотя бы потому, что результатом этих действий, и вправду, часто бывала порча не только поверхности пластинки, но иногда даже (в порядке исключения) выход из строя самой иглы звукоснимателя либо всей головки.
А теперь - об инженерном. Задача точного позиционирования поворотного тонарма над необходимой дорожкой грампластинки сама по себе достаточно сложна, поскольку требует обеспечить поворот системы на прецизионно точный угол. Проблема решаемая. Но очень дорого. Гораздо проще позиционируются возвратно-поступательные системы, это вам любой оставшийся в живых инженер-механик скажет. Кроме того, здесь выгодно накладывается еще одно обстоятельство. Рекордер, записывающий исходную матрицу грампластинки, движется именно плоскопараллельно, на тангенциальном приводе, по той же, собственно, причине.
Теоретически несоответствие геометрии траекторий движения тонарма рекордера и тонарма с воспроизводящей иглой вызывает некое смещение стереобазы как результат относительного смещения фазы правого и левого стереоканалов. Об этом много писали, - в смысле, как это пагубно (по идее) влияет на звук. Хотя, насколько известно, отыскать человека, который услышал бы это смещение так же трудно, как отыскать человека, который невооруженным взглядом увидел красное смещение в спектре бесконечно удаленных звезд. Было все это чистым маркетингом или нет - не нам судить...
Один из проигрывателей грампластинок с тангенциальным тонармом - знакомьтесь - Technics SL-15. Теперь немного по-английски: Quartz Controlled Direct-Drive Fully Automatic Turntable System with Linear tracking tonearm. Модель выпускалась с 1981 года (если быть предельно точным, то первые экземпляры для японского рынка сошли с конвейера в ноябре 1980), и стала своего рода реперной точкой для оценки многих, возникших позднее аналогов.
Впрочем, ровно годом ранее была выпущена модель SL-10 (тогда все проигрыватели винила у Technics маркировались аббревиатурой SL) и, что характерно, все вышеприведенные английские эпитеты относятся к ней точно так же - с точностью до последнего знака после запятой в технических характеристиках! Тот же центральный привод с кварцевой стабилизацией, та же тангенциальная система, различия были разве что в картриджах: у SL-10 стоял картридж ЕРС-310МС, а у SL-15 - ЕРС-205СМКЗ. Впрочем, картридж - дело наживное. В данном случае, применялись практически равнозначные модели, с минимальными различиями, в частности, цене. Почему же SL-10 и SL-15 при разнице в весе 10 грамм и практически идентичной конструкции и габаритах, различались по цене ровно в полтора раза (100 000 и 150 000 японских иен в первый год выпуска), в пользу, естественно, 15-й модели? Разница видна с первого взгляда.
У 15-й по сравнению с 10-й был сужен размер окна, сквозь которое владелец мог любоваться эволюциями тангенциальной кинематики. И по краю располагался ряд кнопок. Он то и стоил 50 тыс. в местной валюте. Этими кнопками можно было задать номер композиции (трека) на диске!
Реализовать вышеуказанный функционал позволила установка оптического датчика, который реагировал на яркость отраженного света (на промежутках между дорожками записи она, естественно, выше).
Текст из рекламной листовки времен 80-х прошлого века: «Technics SL-15 позволяет выбрать любой трек в любом порядке с помощью массива пронумерованных кнопок. Просто нажмите и запрограммируйте воспроизведение в желаемом порядке. Тонарм SL-15 сначала перемещается до конца области записи, так что оптический датчик считывает и запоминает количество полос и их позиции. Проигрыватель автоматически выбирает скорость в соответствии с данными оптико-электронной системы определения размеров диска. Следовательно, нет необходимости вручную выбирать скорость проигрывания или размер пластинки».
Единственным, пожалуй, недостатком данной системы можно считать невозможность запрограммировать, скажем, работу с какого-то определенного момента записи, что было бы неплохо для пластинок без промежутков между треками - такое встречается при записи длительных классических произведений, и не только. Хотя, глядя с позиций 1980-х, это уже из области критиканства.
Интересно, что спустя совсем небольшое время, в СССР был выпущен проигрыватель «Эстония-010 Стерео», модель высшего класса, также «директ драйв», «кварц» и прочее, в которой при помощи оптического датчика управлялся поворотный (знай наших!) тонарм. Это был, пожалуй, самый дорогой советский проигрыватель (больше четырех месячных зарплат инженера-механика). Но это - уже совсем другая история.
Главное, что все вышеперечисленные приборы, в том числе наш герой - Technics SL-15, радуют своих нынешних владельцев до сих пор.
При условии, что на протяжении прошлой жизни все владельцы относились к этой аппаратуре с должным почтением. Которого она, безусловно, заслуживает.