Истоки

- Возвратимся назад лет на 25-30. Время легендарных стартапов, как их теперь называют: «Интермикро», «Интерквадро», «Диалог» и, конечно, «Параграф». В тот период это были настоящие властители дум, опять были законодателями мод. Остался, пожалуй, только «Параграф», и то лишь его часть под названием ParallelGraphics.
- Весной 1986 года мой брат Степан привел меня на Старый Арбат, где в здании рядом с театром Вахтангова они вместе с Гарри Каспаровым собирались открыть детский компьютерный клуб. Но нужен был срочный ремонт. И мы вместе с такими же энтузиастами приступили к ремонту. Потом все эти «строители» стали преподавателями детского компьютерного клуба.
Это было уникальное место в Москве, где можно было поработать на хороших персональных компьютерах, где проводились бесплатные занятия с детьми. Этот клуб сильно отличался от современных компьютерных клубов: в нем нельзя было играть в компьютерные игры. Но можно было создать свою собственную игру. Я думаю, что «Параграф» вырос из детского компьютерного клуба. Да и сам «Параграф» был, по сути, не фирмой, а клубом. И в этот клуб вливались интересные люди с интересными идеями. Шеля Губерман, Леня Кузнецов, Женя Веселов, Оля Дергунова, Миша Донской, Антон Чижов, Андрей Скалдин, Илья Лосев, Леня Малков, Леша Пажитнов... И еще огромный список замечательных и талантливых людей. Степе Пачикову удалось создать действительно творческую атмосферу в «Параграфе». У меня, например, не было ощущения, что я хожу на работу, я шел общаться с интересными людьми и вместе с ними создавать будущее.
В 1991 году мимо «Параграфа» по Петровскому бульвару прогромыхали танки... Мы пошли защищать нашу демократию к Белому дому. А нашим американским партнерам надо было защищать бизнес. И, так как у нас на тот момент был подписан большой контракт с фирмой Apple, было принято решение о переводе ключевых сотрудников в Америку. Наш офис расположился недалеко от штаб- квартиры Apple, что способствовало очень тесной совместной работе над их проектом Newton. В Силиконовую долину переехали только те сотрудники, кто занимался распознаванием рукописного текста, а остальная часть команды осталась в Москве. И понятно, что Степан вынужден был тоже перебраться в Америку.
Я же остался в Москве и вскоре возглавил очень амбициозный проект Alter Ego. Настолько амбициозный, что, когда Степан делал презентацию этого проекта в компании Electronic Arts, ему задали вопрос о том, употреблял ли он сегодня наркотики?! Это был такой прототип Second Life (замечу, что на дворе был 1994 год). Но, несмотря на скепсис американских компьютерных гуру, мы продолжали работать над проектом Alter Ego. И, как вы, наверное, уже догадались, именно он открыл нам двери в Disney. А контракт с Disney возбудил воображение компании Silicon Graphics - и она, в конце концов, нашу компанию купила.
Последнее время я часто слышу термин «лихие 90-е». Они и правда были лихими, именно в эти годы происходил переход в цифровой мир. У нас был шанс впрыгнуть в этот набирающий скорость поезд. И очень многие талантливые люди тогда воспользовались шансом, они смогли реализовать свои оригинальные идеи. А сегодня, на мой взгляд, это сделать уже куда сложнее. Поэтому чаще всего мы сталкиваемся просто с копированием идей. Это как с самолетами: если в начале воздухоплавания можно было в одиночку спроектировать и создать свой летательный аппарат, то в наши дни в одиночку создать современный самолет вряд ли возможно. И, как известно, даже разработанный конструкторским бюро наш оригинальный лайнер на 85% состоит из западных компонентов.
- А как насчет компьютерного клуба? Существует ли он, и если да, то как работает, кто туда приходит?
- Детский компьютерный клуб тоже был продуктом своего времени. Сегодня, когда у каждого ребенка на столе стоит один, а иногда и два компьютера, создать что-то похожее на тот клуб невозможно! Остался лишь клуб программистов GP Club, который основали Миша Донской, Коля Любовный и я. Но и он постепенно трансформировался в клуб просто друзей, которые когда-то стояли у истоков этой самой цифровой революции. Благодаря Сереже Карелову и Васе Бурову мы иногда собираемся, и «бойцы вспоминают минувшие дни». Иногда на эти посиделки заглядывают наши уже заокеанские друзья и коллеги. Иногда делимся своими идеями или успехами.