Динозавры все равно вымерли

Мировая тенденция: печатная пресса переживает смутные времена. Вероятно, что существовать в прежнем виде тем же журналам осталось недолго, эволюция возьмет свое. Вот и мечутся медиа в поисках новых форм жизни.

Не успела Apple объявить о выпуске iPad, как многие издательские дома анонсировали специальные версии для этого гаджета. Например, концерн Conde Nast. Первый номер журнала для любознательных фриков Wired в iPad - версии появился в мае прошлого года и сразу вызвал всплеск интереса. В первые сутки было скачано 24 000 копии, а всего - 105 000. Великолепный результат для журнала, тираж которого колеблется в районе 80 000. На волне такого успеха концерн объявил о переходе на планшетную версию всех своих изданий. Однако недолго длилась песня радостного будущего. К концу прошлого года продажи планшетной версии того же Wired сократились до 22 000 копий, а тираж печатного журнала увеличился до 130 000 копий. Продажи планшетного Vanity Fair к ноябрю упали на 20%, а Mens Health смог продать всего 2000 копий - при том, что тираж печатной версии составляет более 200 000.

Поигрались - и хватит. Интерес к цифровым журналам угасает. Причины здесь разные. Во-первых, дорого. Во-вторых, несовершенна концепция цифровых изданий. Или это тяжелая и громоздкая а-ля PowerPoint презентация: слайд - шоу с видео, анимацией и звуком. Или это игровой концепт: например, «покопаться» в машинке, открыть дверцы, запустить мотор либо раздеть трехмерную обнаженную женщину. Согласитесь, такого добра и в интернете хватает.

Выпуск цифровой версии - хороший маркетинговый ход, порой несколько лукавый. Да и модно это сейчас - быть на волне - выпустить iPad - версию. Словом, читатели еще не готовы отказаться от печатной версии, не так быстро меняется сознание.

Но это все про их океан и их корабли. Что же творится в нашей тихой заводи? Начнем с того, что в стране с 10 миллионами жителей нет ни одного настоящего глянцевого журнала, как нет телевидения, радио и т. д. В той же Литве с 3,5 миллионами жителей вы сможете найти не менее 10 хороших местных журналов и столько же международных сетевых. Я спрашиваю издателя литовского журнала для местных «олигархов», что он делает с 10-15 тысячами копий. Он отвечает, что в Литве модно читать журналы, люди их покупают...

Есть такое понятие, как голографичность: когда по части чего-то большого можно узнать все про общее состояние этого большого. Например, когда у вас берут кровь из пальца - потом анализируют состояние всего организма. Выводы можете сделать сами.

Зато с тем большим энтузиазмом воспринимаются новые проекты и начинания. Мы не остались в стороне. Перевели дух, провели редизайн журнала и выпустили увеличенным в два раза тиражом.

А еще сделали iPad - версию. Зачем? Да просто потому что модно.