Рекорд-лейбл Three Blind Mice

Некоторое время назад я с удивлением выяснил, что и Исао Сузуки как музыкант, и японский рекорд-лейбл Three Blind Mice очень даже нуждаются в представлении, а познания знакомых и друзей-аудиофилов часто сводятся к нескольким современным «аудиофильским» переизданиям записей в форматах XRCD и SACD. В целом, это неудивительно — рекорд-лейбл, основанный в 1970 году и специализировавшийся на записях японских джазовых музыкантов и коллективов, имеет в каталоге совсем немного записей — данные разнятся, но по разным источникам насчитать больше сотни с небольшим пластинок не удалось. Основная активность пришлась на период с 1970 по 1978 годы, в 1995 году вышло юбилейное переиздание самых значимых альбомов. Что происходит с лейблом сейчас, сказать сложно. Новых записей не было уже очень и очень давно, и непонятно, будут ли они когда-то вообще. Интересно другое — при небольшом количестве изданных пластинок среди них велик процент исключительно интересных, неординарных записей с участием выдающихся японских музыкантов. Также стоит сказать о среднестатистическом качестве записей — оно очень высокое, с неким своим узнаваемым почерком. Никакой излишней теплоты или приукрашенности, высокое внимание к деталям и достоверности звучания. Основные альбомы Исао Сузуки также были записаны именно на этом лейбле. Сам музыкант, контрабасист, одновременно мульти инструменталист, владеющий не одним десятком инструментов, композитор и аранжировщик родился в Токио в 1933 году, музыкальную карьеру начал в 1956-м, но записи появились значительно позже. В 1970-1971 годах был небольшой, но продуктивный период работы в Америке в качестве сессионного музыканта. Исао Сузуки за два года успел поработать с Артом Блейки, Чарльзом Мингусом, Джимом Холлом, Уинтоном Келли. Правда, сказать, что на этих записях его явно заметно как узнаваемого исполнителя, сложно — просто неплохая техника и все. Намного интереснее альбомы, записанные в Японии несколькими годами позже, когда музыкант выступил основателем и лидером джазового трио и квартета. К этому периоду относится запись, сделанная за два мартовских дня 1973 года — альбом «Blow Up». Казалось бы, прошло всего несколько лет, но уже слышен совершенно зрелый самобытный и узнаваемый стиль игры и аранжировок. По форме музыка представляет собой качественный джазовый мейнстрим, но только если сильно обобщать. Это совсем не тот формат джазовых трио, который, будучи доведен до абсолютной формы, на практике оказывается наиболее подходящим для того, чтобы под его звуки съесть вкусный ужин в хорошем ресторане. Здесь все иначе: при сохранении привычной формы все получается намного ближе к музыке как искусству, а не ее утилитарному проявлению. В деталях — интересная запись, с изящными вкраплениями авангарда, на уровне музыкального юмора, также явно слышно влияние традиционных японских музыкальных мотивов. Если сравнить издания альбома: оригинал и юбилейное переиздание, кстати, судя по звуку, вероятно, полностью аналоговое, то сложно сразу сказать, что лучше. И тот, и другой диск звучат достойно, видимо, при переиздании не ставилось цели переделать исходное звучание. Оригинал звучит чуть более сумбурно и не так стройно, но живости и эмоциональности у него чуть больше. Переиздание обладает более точным и выверенным, но чуть отстраненным звуком. Какой вариант выбрать для фонотеки, решить непросто, я выбрал бы оба диска, правда, стоит учесть тот факт, что и оригинал, и переиздание не то чтобы совсем большая редкость, но поиск может занять какое-то время. Последующие альбомы музыканта также не менее интересны и представляют собой различные эксперименты с джазовым звучанием, но эксперименты обычно удачные. Сольных альбомов не выходило, к сожалению, уже давно, но, может быть, они еще будут. Несмотря на солидный возраст Исао Сузуки часто выступает на различных концертах.