Да будет свет

Не все же время воевать, надо иногда и мирными делами заняться. Например, помочь США или Германии электрифицировать всю страну без всякого коммунизма. Эта цель и стоит перед нами в экономической настолке Power Grid, несколько лет назад локализованной под именем «Энергосеть». На старте в ней каждому игроку выдается на руки небольшая сумма денег, после чего всех вышвыривают в суровый мир капитализма, в погоню за прибылью. Впрочем, деньги здесь не цель, а средство. Ведь победит тот, кто подключит к своей сети наибольшее число домов в последний ход.
Слагаемых успеха несколько, и главнейшее - электростанции, приобретаемые на рынке. За самые ценные экземпляры разворачивается нешуточная борьба на аукционе, страсти накаляются до предела, создаются и распадаются альянсы, а бывшие соперники становятся союзниками поневоле, пытаясь задрать цену на какую-нибудь посредственную АЭС. Хотя покупка мощной ТЭЦ еще ничего не значит, оторвавшегося от конкурентов товарища легко остановить, выкупив нужные ему ресурсы с рынка. И куда он потом денется без угля, мазута, вторсырья или урана? Впрочем, такие случаи редки - обычно шкурные интересы берут верх, и приобрести можно любой ресурс, пусть даже по завышенной цене. Да и накопление складских запасов на ход вперед правилами разрешено.
Второе ключевое условие победы - умение протягивать линии электропередач между городами с максимальной эффективностью. Прибыль от пяти подключенных городов одинакова вне зависимости от того, делаете вы это на атлантическом побережье США или в малонаселенных районах. Но вот цена за электрификацию отрезка в тысячу километров между городами в западных пустынях и за «жалкую» сотню на востоке, естественно, разнится. Другое дело, что иногда деваться попросту некуда: все «вкусные» пути уже разобраны, остается идти в дорогие регионы. Искренне надеясь, что когда-нибудь эта жертва окупится.
Огромнейший плюс Power Grid в полнейшей непредсказуемости партий. Занимающий лидирующие позиции к завершающей стадии игры может оказаться на последнем месте. Ошибешься в расчетах, протянешь сеть до одного лишнего города, и шампанское по случаю виктории откроет кто-то другой. Как ни странно, здесь выгоднее поначалу быть последним - ведь ему ресурсы достаются по самой дешевой цене, в отличие от текущего лидера. Но специально держаться на дне «турнирной таблицы» стоит лишь опытным игрокам, уверенным в собственной стратегии. Остальным лучше не пытаться, слишком велик риск отстать так, что наверстать не получится.
Из прошлого абзаца вытекает и минус Power Grid - если с устным счетом у вас так себе, лучше выбрать какую-нибудь другую игру, чтоб не расстраиваться бесконечной серии из одних поражений. Умение блефовать не так критично, но без него «кинуть соперников на бабки» на аукционе лучше и не пытаться. Да и необязательно это, трезвость и тонкий расчет в любом случае дают высокие шансы на успех в поистине замечательной игре, влияние слепого случая в которой сведено к минимуму.