Microsoft Kinect

И изрядно покусавшие себе локти продакт - менеджеры Sony, и "пошедшие другой дорогой" инженеры Nintendo, да и просто интересующиеся передовыми технологиями люди знают: чтобы добиться того уровня точности определения местоположения и движений пользователя, которого добилась Microsoft в Kinect, одной камеры высокого разрешения и набора распознавательных алгоритмов мало. Собственно, в Microsoft об этом тоже известно, поэтому, разумеется, одной камерой и софтом дело не обошлось.

Итак, загадочная черная пластмассовая продолговатая коробочка на моторизированной подставке, которую в эти минуты сотни тысяч пользователей по всему миру ставят на свои телевизоры, вмещает в себя RGB - камеру, сенсор глубины и микрофон. Софт, управляющий микрофоном, может распознавать голос, определять источник голоса и подавлять фоновый шум для обеспечения более комфортной связи во время игровых сессий в Xbox Live, давая обширное поле для фантазии игровым инженерам.

Однако если бы камера и умный микрофон были единственными достоинствами устройства, его бы никто не купил. Главнейший элемент Kinect - сенсор глубины. Он состоит из инфракрасного лазера, умеющего "ощупывать" комнату и геймера, определяя его местоположение в пространстве, и черно-белой CMOS - матрицы, способной получать видеоданные при любых условиях освещенности. Чувствительность сенсора глубины меняется автоматически в зависимости от условий окружающего пространства. Софт, управляющий железом Kinect, отвечает за распознавание жестов, голоса и лиц. Одновременно устройство может распознавать и обрабатывать движения двух игроков. Еще примерно 18 человек система может просто "видеть.

Все это будет работать максимально корректно, если игрок находится на расстоянии от 1,2 до 3,5 метров. Лучше всего, если в распоряжении геймера будет около шести квадратных метров свободного пространства. Из-за того, что подставка у сенсора моторизированная, блока питания, встроенного в обычную приставку Xbox 360, недостаточно для обеспечения корректной работы Kinect, однако специальный дополнительный силовой провод в комплекте имеется. В обновленной версии приставки Xbox 360 S эта проблема устранена.

Больше ничего необычного в сенсоре Kinect нет, хотя, с другой стороны, сложно представить, чего в нем не хватает. За всю историю Microsoft, с самого времени создания операционной системы с "оконной" графической оболочкой, Kinect - первое по-настоящему инновационное, футуристическое устройство, которое реально работает и может вывести Microsoft на недосягаемую для конкурентов технологическую высоту. Впрочем, даже несмотря на все могущество компании из Сиэтла, путь, который привел ее к Kinect, был долог и нелегок.

История

Выход Microsoft на игровой рынок сопровождался тяжелыми потерями. Первое поколение Xbox, выпущенное в начале 2000 - х, оказалось провальным как с точки зрения продаж консоли, так и игр для нее. Несколько подсластил горькую пилюлю лишь успех отдельных игровых проектов, вроде первой части Halo. И тем не менее новый игрок этого рынка не смог составить конкуренцию ни Sony, ни Nintendo с Sega.

Однако Microsoft потому и направила свой взор в сторону игрового рынка, поскольку там наметилось образование свободных мест: в 2002 году трагически ушла из жизни перспективная, но коммерчески неудачная Sega Dreamcast, Nintendo GameCube конкурировала с PlayStation 1 и 2, но получалось это у нее не очень - ни о каком паритете речь не шла, большая часть этого рынка была у Sony. Поэтому Microsoft, ясно осознавая свои низкие шансы на успех в ближайшие два - три года, героически вкладывала деньги в развитие Xbox.

К концу жизненного цикла первой модели Xbox инвестиции начали приносить первые плоды - вокруг консоли сформировалось какое - никакое фанатское коммьюнити, появились первые успешные игры, которые, будучи консольными эксклюзивами, приносили не только деньги от продажи самих копий игр, но и приводили Microsoft новых клиентов, покупавших Xbox, чтобы поиграть в Halo.

Готовя продолжение Xbox, в Microsoft серьезно поработали над ошибками. Прежде всего, была упрощена и удешевлена аппаратная архитектура устройства, но вместе с тем инженерам из MS удалось впихнуть в Xbox 360 весьма производительный процессор и объем памяти, который сделал возможным создание конкурентоспособных игр на фоне готовившейся в Японии PS3. Кроме прочего процессор, установленный в ХЬох 360, поддерживал архитектуру х86 и существенно упрощал как само создание игр, так и их портирование с и на ПК.

В общем, работа над ошибками пошла на пользу, к консоли потянулись не только игроки, но и разработчики: кроме сериала Halo у ХЬох 360 появился эксклюзивный боевик Gears of War, игры серии GTA также стали выходить прежде всего на ХЬох 360. В общем, процесс пошел.

В связи с тем, что икс - коробка была собрана, что называется, из того, что было, у Microsoft было больше возможностей "играть на понижение" в ценовых войнах не только с Sony, но и с Nintendo, которая во всем мире, кроме, пожалуй, России, долгое время оставалась самой дешевой домашней консолью. Однако, несмотря на успехи Microsoft на хардкорном рынке, слепому было ясно, что после триумфа Nintendo Wii глупо было не попытаться создать собственный продукт для казуалов. Очевидно было и то, что именно такой логикой руководствуется главный конкурент Microsoft - Sony.

И тут американская компания оказывалась в не слишком выигрышной, позиции поскольку у Sony - с ее богатым игровым прошлым и соответствующим опытом - уже были наработки, которые относительно быстро можно было превратить в готовый продукт, а у Microsoft, которая позже всех вышла на игровой рынок, никакого игрового опыта не было, и наработкам просто неоткуда было взяться.

У Microsoft было другое преимущество: деньги. И вот, поездив по миру, посмотрев, что к чему, Microsoft остановилась на Израиле и лицензировала у компании Prime Sense технологию технического зрения на основе информации, получаемой от инфракрасного лазера, которую израильские разработчики вообще-то планировали использовать в роботах - убийцах будущего, которых они собирались отправлять в Палестину, но от предложения Microsoft отказаться не смогли. Разработку второй, софтверной части будущей игровой системы доверили компании Rare, которая принадлежит Microsoft и которая кое-что уже наразрабатывала: в частности, один из множества существующих сегодня вариантов алгоритмов распознавания объектов и движений по одному только видеоизображению. Поколдовав еще немного над двумя технологиями, инженеры Microsoft выплавили то, чем теперь является Kinect.

Когда на выставке ЕЗ в 2009 году компания впервые продемонстрировала свое решение, практически никто не мог поверить в реальность происходящего: чудо - система, которая не требует никакого контроллера, ни цветных комбинезонов с зеленой шапочкой, ни даже маркеров на пальцах! Да еще и от компании, создавшей Windows Vista! Когда первый шок спал, в игровой общественности стали блуждать другие мысли, пессимистичные в целом: Microsoft запорет хорошую идею, Microsoft запатентовала хорошую идею и теперь ее запорет...

Но в самой компании всего этого, кажется, не слышали. Возможно, они сами не до конца верили в то, что они, скучные разработчики офисных приложений, смогли сотворить нечто подобное Kinect. Возможно, они тоже боялись, что действительно смогут запороть отличную идею. Однако глаза боятся, а руки делают: показав три технологических демоверсии на ЕЗ, Microsoft заперла разработчиков Kinect в их офисах почти на год и заставила сотворить невозможное.

За этот год Сеть наводнилась массой слухов, касающихся новой системы. В частности, считалось, что компания выпустит Kinect вместе с новым поколением Xbox 360, в которой будет более мощньш процессор и больше оперативной памяти. Выяснилось и несколько неприятных фактов о революционной системе: в частности, то, что ее особенности не позволят легко адаптировать уже вышедшие игры. Оказалось, для того чтобы сделать игру совместимой с Kinect, нужно перелопатить практически весь код.

Наконец, за этот год в систему были внесены и существенные аппаратные доработки. Изначально планировалось, что помимо камеры, лазера, матрицы и микрофона в системе будет присутствовать собственный процессор - в Microsoft опасались, что Xbox 360 не справится с вычислительной нагрузкой, которую на нее возложит Kinect. Однако уже в январе 2010 года в компании официально подтвердили, что собственного процессора у системы не будет. Вместо этого обработку данных от Kinect возьмет на себя одно из ядер процессора Xenon, установленного в консоли. Новые программные алгоритмы позволили снизить вычислительные аппетиты системы сначала до 10-15% от мощности Xbox 360, а потом и вовсе до единиц процентов. И вот на выставке ЕЗ 2010 Microsoft назвала официальное имя новой системы управления в играх и дату релиза - 4 ноября 2010 года.

Подготовка к последнему стала еще одним важным этапом: в маркетинговую кампанию было вложено около $500 млн. Это больше, чем совокупные инвестиции компании в разработку и продвижение Xbox первого поколения. Приставки Xbox 360 в комплекте с Kinect бесплатно раздавали на популярных американских телешоу, со всех экранов на потенциальных покупателей лилась массированная рекламная атака под общим названием "Контроллер - это ты. Наконец, кульминацией стала грандиозная презентация в ночь с 3 на 4 ноября на Тайм - сквер в Нью-Йорке.

Сейчас уже никто не скажет, оправданными ли были эти траты, поскольку финальньш продукт получился в точности таким качественным и увлекательным, каким его продемонстрировали летом 2009 года. Его можно было описать в одно предложение: управляй играми без всяких джойстиков. То есть, возможно, Microsoft и не стоило тратиться на столь дорогую рекламу - Kinect и так бы расхватывали, как горячие пирожки.

Так или иначе, под аккомпанемент восторженной прессы и не менее восторженных отзывов первых покупателей за первые два месяца бесконтактная система управления играми Microsoft Kinect продалась тиражом 8 млн экземпляров, чем заслужила себе место в Книге рекордов Гиннеса как самое быстро продающееся устройство в сфере потребительской электроники. К марту 2011 года продажи системы перевалили за 10 млн, а сейчас, когда вы читаете эти строки, должно быть, уже взята планка в 15 млн.

В данном случае Microsoft заслуженно получает свои миллионы. И еще получит гораздо больше, когда выведет систему за пределы игрового рынка. Ведь ясно, что это технология совершенно иного полета, чем управление виртуальными персонажами. Собственного применения Kinect с нетерпением ждет медицина и корпорации, наука, ритейл, да и многие другие сферы, где чрезвычайно гибкая и податливая талантливым рукам программистов система может оказаться весьма кстати. Ну а пока империя Kinect все еще ограничивается игровым рынком, следует поподробнее сказать о том, во что нам предлагает поиграть Microsoft.

Игры

Как уже говорилось выше, в силу своих конструктивных особенностей Kinect не терпит адаптации старых игр, а требует разработки либо специальных проектов, либо универсальных, но с изначальной поддержкой работы с Kinect. И из вышедших игр особенно хорош ряд стартовых тайтлов: в частности, обязательный для всех "подвижных" контроллеров спортивный элемент в виде Kinect Sports.

В этот пакет входят футбол, пляжный волейбол, боулинг, настольньш теннис, бокс и бег.

Большинство из этих игр хороши, за исключением разве что настольного тенниса, которому в случае с Kinect не хватает реалистичности из-за задержки между движением игрока и реакцией игры.

Девочкам, любящим поплясать на дискотеках, понравятся проекты типа Dance Central и Dance Master. Лицензированные танцевальные хиты вкупе с мудрой системой обучения танцам делают из этих игр весьма затягивающее развлечение, хотя и не слишком казуальное - по мере прохождения этих двух игр сложность неуклонно растет.

Из казуальных проектов, которые понравятся и детям, и взрослым, особой отметки достоин набор мини - игр Kinect Adventures и беспредельно очаровательный симулятор дрессировки животных Kinectimals. Из игр, оперирующих более-менее известными персонажами, интересен Harry Potter - тут и сюжет, и заклинания с помощью жестов.

Ну а когда надоест упражняться в мультяшном боксе, входящем в комплект Kinect Sports, можно перейти к более брутальному файтингу Fighters Uncaged. Это игра, к которой в отличие от стандартного бокса нужно привыкать, однако со временем играть становится все интереснее, поскольку система учит реальным движениям из восточных единоборств. Пытаться их повторять и объединять в комбо - крайне увлекательное занятие.

А вот с чем на Kinect проблемы, так это с по-настоящему хардкорными игровыми проектами - шутерами, экшенами, автосимами и прочими жанрами, в которых без геймпада вроде как не обойтись, однако в Microsoft таки надеются приладить свою чудо - систему и к этим играм. В частности, новая часть Gears of War может получить поддержку Kinect. Чисто теоретически выйти должно что-то очень успешное. Конечно, без контроллера или предмета, его заменяющего вряд ли что получится, но одновременно у Kinect есть отличное умение распознавать разные виды предметов, а это открывает практически безграничные коммерческие возможности в создании и продвижении реальных копий виртуального оружия и артефактов из различных игр. Лично я без промедлений куплю и ХЬох 360, и Kinect, и широкоформатный телевизор, когда разработчики официально подтвердят скорый выход игры из вселенной "Звездных войн,в которой будет разрешено размахивать световым мечом и размазывать врагов по стенам одним лишь взмахом руки. Это будет круто. Оно просто обязано быть таким.