Идеальный монитор

Мы подготовили подробное руководство по выбору монитора для профессионала. Зачем выкладывать больше 50 тысяч рублей за монитор, когда похожий можно купить за семь? Если основную часть времени вы сидите в Facebook или Twitter, недорогой монитор удовлетворит все ваши потребности, поскольку даже бюджетные модели сегодня стали вполне качественными. Однако, если ваши интересы чуть шире, вы вскоре начнете замечать, что возможностей дешевой модели вам недостаточно.

Чтобы разобраться, в чем тут дело, необходимо понимать, для чего применяется монитор. В работе дизайнера он выполняет две функции. Первая — отображать как можно больше информации. Исследования Apple и Microsoft показывают, что при использовании большого монитора продуктивность работы существенно возрастает. Имея много экранного места, вы можете сконцентрироваться на работе и не тратить время на переключение между окнами и включение — отключение панелей.

Итак, первое правило: выбирая монитор, ищите модель максимального размера. Большая диагональ и высокое разрешение позволяют гибко менять масштаб при просмотре фотографий и иллюстраций, делают более удобным процесс верстки, а также, что особенно важно, обеспечивают достаточно места для одновременного размещения разнообразных инструментов Illustrator или Photoshop.

Однако большой размер стоит больших денег. Простой 30 — дюймовый монитор может обойтись вам более чем в 45 тысяч рублей, а менее дорогие крупные модели едва ли сравнятся по качеству с небольшими, но ориентированными на профессионалов. Это очень важно, поскольку вторая задача монитора — демонстрировать то, над чем вы работаете, максимально качественно, без цветовых искажений, нежелательных оттенков или непредвиденных отклонений яркости и контраста.

Идеальный монитор имеет идеально ровную подсветку, большой угол обзора без затемнений по краям, широкий цветовой охват и точную цветопередачу, качество которой не снижается со временем. Кроме того, такой монитор должен уметь отображать глубокий однородный черный цвет, сквозь который не просвечивает подсветка.

Не многие мониторы отвечают этим требованиям, но профессиональные модели соответствуют им в большей степени, чем бюджетные. Если поставить рядом бюджетный и профессиональный мониторы, разница будет очевидна. Высококачественные матрицы отображают более насыщенные оттенки, дают более глубокий черный и точнее передают цвета. Поднеся образец цвета Pantone к его аналогу на мониторе, вы не заметите разницы. Вы сможете ясно видеть на дисплее то, что получится при печати, и не распечатывать тестовые листы.

Точность цветопередачи — важнейший критерий в дизайне. На чем бы вы ни специализировались — на графическом или веб — дизайне, фирменном стиле, фотоманипуляциях или видеомонтаже, — вам нужно видеть то, что вы делаете, и быть уверенным, что когда клиент получит готовую работу, он увидит то же самое, что и вы. Если вы попытаетесь работать на недорогом мониторе, знайте, вас ждет неприятный сюрприз: отображаемые цвета не совпадут с теми, что вы использовали в работе.

Итак, очевидно, что за точные цвета стоит платить. Но насколько точными они должны быть? Профессиональные фотостудии и фотолабы стараются снизить количество цветовых ошибок до минимально возможного уровня. Для этого им приходится приобретать самые лучшие мониторы, а также качественное калибровочное оборудование и программное обеспечение. Если вы не испытываете недостатка в средствах, делайте то же самое и таким образом значительно облегчите себе жизнь.

Некоторые из рассматриваемых нами мониторов очень близки к тому, чтобы считаться идеальными. Однако вполне вероятно, что ваш бюджет ограничен. Будучи дизайнером или фотографом, вы нуждаетесь в точной цветопередаче, но не склонны к излишнему перфекционизму.

Самые высококлассные модели почти безупречны, до такой степени, что недостатки буквально невидимы и могут быть обнаружены лишь высокочувствительными измерительными приборами. Для решения большинства дизайнерских задач такая точность не требуется. Если вы открываете или расширяете бизнес, можете сэкономить, выбирая модели верхней части среднего ценового диапазона. Идеала вы не получите, но приобретете качество намного более высокое, чем у бюджетных аналогов. По мере накопления опыта и средств можно будет поднять планку и обзавестись оборудованием для калибровки.

Кстати, существуют мониторы со встроенными калибраторами, и найти что-то более качественное трудно. Если же смотреть на вещи реалистично, обратите внимание на монитор среднего ценового диапазона с IPS — матрицей и приличной диагональю примерно за 45 000 рублей. Затем к нему останется добавить не слишком дорогой калибратор, например Spyder 3 или Colormunki, чтобы улучшить цветопередачу.

Конечно, добиться такого же качества, как у наиболее высококлассных моделей, не удастся, но для профессиональной работы этого будет достаточно.

У вас может возникнуть закономерный вопрос: если калибратор позволяет сэкономить, то почему бы не проделать такой трюк с бюджетным монитором? К сожалению, недорогие матрицы не обеспечивают цветовой охват, достаточный для точной калибровки. Разумеется, калибратор устранит очевидные дефекты, но если матрица физически не способна отображать часть оттенков, тогда это не исправить никакой калибровкой.

Когда дело касается моделей среднего или верхнего ценового диапазона, в распоряжении калибратора более обширное цветовое пространство, поэтому и результат будет точнее.

Цветопередача крайне важна, но это не единственный значимый фактор. В старых мониторах использовались устаревшие разъемы различных типов, некоторым из которых уже более двадцати лет. Мониторы с современным интерфейсом DisplayPort совместимы с «умными» средствами управления цветом и позволяют более точно корректировать точность цветопередачи. Технически мониторы управляют цветом, выбирая идеальные цвета из множества вариантов с помощью так называемой таблицы преобразования, указывающей на самый близкий эквивалент, который способна отобразить матрица. DisplayPort позволяет использовать более крупную и точную таблицу преобразования, благодаря чему качество цветопередачи значительно повышается.

К прочим факторам относятся совместимость с HDMI — устройствами, например видеооборудованием и игровыми приставками, а также наличие дополнительных устройств: динамиков, USB — портов, веб — камер и т.д.

Как правило, профессиональные мониторы редко оснащаются дополнительными штучками, поскольку не претендуют на роль монитора для спальни. Однако некоторые компании все равно добавляют разные бонусы.

Производители любят хитрить, когда дело касается спецификаций. К сожалению, важные для дизайнера данные, такие как абсолютная точность цветопередачи и изменчивость характеристик с течением времени, не публикуются. Взамен вы найдете информацию о яркости, контрасте и времени отклика, хотя эти параметры менее значимы, чем кажется.

Невозможно выбрать монитор для дизайна, просто сравнивая модели, хотя таким образом вы можете избежать покупки явно дефектного экземпляра.

Нельзя полагаться и на отзывы покупателей, поскольку большинство из них не являются профессионалами, и даже если цвета им «очень нравятся», это отнюдь не свидетельствует о точности цветопередачи. Приобретая монитор через интернет, не забудьте поискать серьезные профессиональные обзоры с графиками цветовых отклонений и детальными данными о цветовом охвате. Такие обзоры могут показаться слишком сложными, но в них вы найдете все сведения, необходимые, чтобы сделать осознанный выбор.

В заключение нужно добавить, что хотя внешний вид не главное, все же он значит немало. Увы, профессиональные мониторы при всех своих преимуществах обычно выглядят нейтрально и функционально, причем им намеренно придают такой вид, чтобы вас ничто не отвлекало. В продвинутых фотостудиях подобный подход применяется во всем: профессиональное оборудование размещается в отдельном помещении с тщательно подобранным искусственным освещением, каждый монитор снабжается антибликовым козырьком, а стены и напольное покрытие имеют нейтральный серый цвет.

Правда, клиентам в такой обстановке может быть неуютно, поэтому в некоторых студиях создается специальное помещение со стильной техникой и удобным пространством для общения, а скучные, но более профессиональные инструменты убирают туда, где происходит основная работа.

3d против дизайна

Несмотря на то что 3D сегодня пользуется большой популярностью у геймеров и кинолюбителей, а сами 3D — мониторы становятся все более доступными и привлекательными, технология создания таких дисплеев пока не отвечает требованиям дизайнеров. В какой-то момент в будущем интернет может превратиться в трехмерную среду, но до тех пор нет причин работать в Photoshop или Illustrator на дешевом дисплее, предназначенном для геймеров. В 3D — MOHHTopax применяются недорогие TN — матрицы и реже — VA — матрицы. Кроме того, разработчикам приходится искать компромисс между временем отклика, важным для создания 3D — эффекта, и точностью цветопередачи, важной для дизайна. Даже если вы откалибруете 3D — монитор, то все равно не сможете получить цветовой охват, доступный при использовании более дорогих IPS — матриц.

NEC MultiSync PA241W


35000 руб.

w ww.nec-display-solutions.ru

24 — дюймовый монитор с разрешением 1920×1200 и IPS — матрицей. По сравнению с бюджетными 24 — дюймовыми моделями этот монитор кажется дорогим, однако он того стоит, поскольку умеет отображать 98% оттенков цветового пространства Adobe RGB. Как и в случае с другими моделями, точность цветопередачи можно повысить калибровкой, однако у этого монитора она и так высока.

NEC MultiSync PA271W


55000 руб.

www.nec-display-solutions.ru

Подобно своему 24 — дюймовому брату, MultiSync PA271W — отличный монитор для профессионалов творческих профессий. При такой диагонали оптимальное разрешение составляет 2560×1440. Да, он недешев, зато изящен, выглядит неброско и отображает цвета так же точно, как PA241W.

ASUS PROART PA246Q


18000 руб.

ru.asus.com

24 — дюймовый монитор среднего ценового диапазона, оснащенный матрицей P — IPS с разрешением 1920×1200. Эта модель довольно популярна у продвинутых фотографов, поскольку обеспечивает передачу 98% оттенков цветового пространства Adobe RGB. Конечно, это не идеальная точность, зато во всем остальном монитор очень хорош для своей цены.

Apple LED Cinema Display

37000 руб.

www.apple.ru

Самый новый в длинной череде культовых дисплеев Apple. Диагональ 27 дюймов, матрица IPS, разрешение 2560×1440, светодиодная подсветка. Изящный корпус, стекло и алюминий, приятное дополнение в виде встроенных динамиков и веб — камеры. Однако цветопередача средняя, время отклика довольно большое, и, если добавить немного денег, можно приобрести iMac.

Профессиональный жаргон

Путаетесь в терминах? Давайте разберемся!

Подсветка Для работы с графикой особенно хороша светодиодная подсветка, поскольку она обеспечивает качественную цветопередачу. Однако это справедливо лишь по отношению к мониторам с RGB — светодиодами. Избегайте моделей с белыми светодиодами: их используют только в бюджетных решениях (но в рекламе об этом не говорят].

Яркость

Измеряется в кд/м2 led/ m2J — канделах на квадратный метр. Чаще всего встречаются значения 250-4-00. Высокая яркость — не признак высокого качества, хотя она облегчает использование монитора в светлом помещении. Слишком высокая яркость — причина чрезмерного расхода электроэнергии и усталости глаз. Если ваша сетчатка молит о пощаде, уменьшите яркость экрана.

Цветовые пространства

Основные цветовые пространства — это sRGB и Adobe RGB И 998], хотя иногда встречаются и специализированные варианты для видео, например CIE. Идеальный монитор способен отображать все цвета, входящие в пространство Adobe RGB 11998), a sRGB отличается ограниченным цветовым охватом.

Диагональ

Помните, что физический размер дисплея — 22 дюйма, 30 дюйма и т.п. — измеряется по диагонали, а не по горизонтали. Поэтому разница между 20-, 22 — и 24 — дюймовыми моделями не такая большая, как может показаться. Диагональ и разрешение (см. ниже] жестко друг с другом не связаны.

Контраст

Абсолютный контраст — менее полезная цифра, чем измеренное значение максимально черного цвета, свидетельствующее о том, сколько света проникает через матрицу. Увы, производители не указывают эти данные в списке характеристик. Обычное значение 1000:1 широко распространено и вполне приемлемо. Динамический контраст 10 000:1 и более бесполезен для работы в Photoshop и редактирования видео, но благодаря ему выигрывают в качестве DVD — фильмы.

Цветовой охват

Это важнейшая характеристика, если дело касается решения дизайнерских задач. Цветовой охват определяет диапазон цветов, которые способен отобразить дисплей. Мониторы с широким цветовым охватом лучше подходят для профессиональной работы, нежели бюджетные модели с ограниченным охватом. Последние не способны отображать особенно яркие и насыщенные цвета, используемые дизайнерами.

Интерфейсы

Чтобы обозначать различные разъемы для подключения мониторов, используются разнообразные аббревиатуры: HDMI, VGA, DVI. Но лучше забудьте о них и приобретите монитор с интерфейсом DisplayPort. Эта технология обеспечивает более тонкое и точное управление цветом, нежели устаревшие аналоги.

Тип матрицы

При создании ЖК — дисплеев могут применяться матрицы различных типов. TN — матрицы стоят дешево, но ограничены в возможностях. VA — матрицы (Vertical Alignment] — технология среднего уровня. IPS — матрицы (In Plane Switching] могут отображать наиболее насыщенные оттенки и делают это с высокой точностью, поэтому являются самыми предпочтительными для дизайна, хотя недешевы.

Время отклика

Это время, которое требуется матрице, чтобы сменить цвет пикселя с одного на другой. Время отклика не имеет никакого значения при создании статичного дизайна. Если вы обрабатываете видео, ориентируйтесь на 5 миллисекунд или меньше.

Разрешение

Количество пикселей на матрице. Обычно для 19 — 22 — дюймового дисплея это 1680×1050, для 22 — 24 — дюймовых мониторов — 1920×1080, для 30 — дюймовых — 2560×1600. Чем больше, тем лучше, по крайней мере пока разрешение увеличивается пропорционально диагонали. Если же диагональ слишком мала, а разрешение очень высокое, могут возникнуть неудобства при работе с текстом.