Цифровой аудиопроцессор

Этот процессор с полной уверенностью можно назвать долгожданным. Возраст предыдущего, РХА-Н701, перевалило на вторую половину десятка, а это для подобных аппаратов уже срок. Но 800-й - это не просто его рестайлинг. Описание утверждает, что он вобрал в себя все технологии, отработанные Alpine за последние 10 лет на других моделях. Проверим?
К чему подключать?
В первую очередь обратим внимание на коммутационные возможности нового процессора.
Внимательно смотрим на торец корпуса и считаем: два оптических входа, два Ai-Net и три пары аналоговых. Еще один вход - в фишке разъема питания, он предназначен для подключения навигационной системы. По сравнению с 701-м имеем минус один оптический выход и плюс две пары аналоговых RCA входов. Весьма прилично, но есть и ограничения. Дело в том, что процессор может работать в двух принципиально разных режимах: Ai-Net и Stand alone, в каждом из которых есть свои особенности использования входов, немного отличные от того же 701-го процессора.
Режим Ai-Net
Режим Ai-Net - это работа процессора с головным устройством Alpine, подключенным к процессору оптике и шине Ai-Net. ГУ в этом случае становится центром оперативного управления всей системой, хотя доступа ко всем функциям процессора не получает, только включение и общая регулировка громкости. Ко второму оптическому входу в этом случае можно будет подключить только чейнджер Alpine. А вот какой-нибудь медиаплеер или car PC процессор в этом режиме, к сожалению, проигнорирует. В общем, режим подразумевает построение системы исключительно на компонентах Alpine. В теперешней версии процессора аналоговые входы в этом режиме тоже неактивны, при необходимости подключить дополнительный источник придется воспользоваться входами самого ГУ, хотя, как нам дали знать разработчики, этот вопрос, возможно, решится в следующих прошивках.
Режим Stand alone
Если к процессору не подключать ГУ с управлением по Ai-Net, то он будет работать в режиме Stand alone. В нем ограничений намного меньше, а активных входов - больше. К оптическим можно подключать любой источник, имеющий выход TosLink. С переходником КСА-121В можно организовать два дополнительных линейных входа через разъемы Ai-Net. Ну и, конечно же, RCA-входы, на которые можно подавать не только линейный сигнал, но и использовать их как высокоуровневые, что позволяет подключить процессор, например, к штатной аудиосистеме. Как известно, в "штатках" аудио сигнал чаще всего бывает скорректирован, а то и вовсе порезан по принципу поканального усиления. При подключении к таким системам процессор в своей нынешней версии пока не может восстановить исходный сигнал, но появление прошивки, способной это делать, уже не за горами.
Чем управлять?
Управлять настройками 800-го можно двумя способами: с опционального пульта RUX-C800 или с компьютера. Правда, учтите один тонкий момент: если вы собираетесь использовать процессор по второму варианту, то "руке" должен быть подключен постоянно, иначе могут возникнуть сложности с его корректным включением-выключением. Для управления с компа в комплекте идет диск с фирменным ПО Sound Manager под Windows. Окно программы разделено на две части. В левой - выбор той или иной регулировки или режима работы и общая информация, а справа - работа непосредственно с самой регулировкой. Интерфейс удобный и интуитивно понятный, а возможность работы одной только мышкой наверняка понравится владельцам car PC.
Работа с 5.1
800-й имеет в своем арсенале 4 пары линейных выходов, с ними можно построить как классическую систему с по-канальным 3- или 2-полосным фронтом и стереосабвуфером, так и систему мультимедийного формата 5.1 с поканальным 2-полосным фронтом. Второй вариант использует возможности процессора более полно, ведь в нем содержатся декодеры DTS и Dolby Digital. Для любителей использовать "пространственные" эффекты звучания для обычных стереозаписей пригодится декодер Dolby ProLogic и схожая, но работающая несколько иначе фирменная система Euphony, разработанная совместно с компанией DiMagic, специализирующейся на акустических делах. Система Euphony, как и ProLogic, работает по матричному принципу, раскладывая стереозвук в формат 5.1. Кстати, для работы с форматом 5.1 центральный канал допускается и не ставить. Процессор может организовать так называемый фантомный центральный канал, подмешивая моносигнал центра в правый и левый фронтальный каналы. При грамотных настройках задержек такая функция работает вполне корректно.
Фильтры, задержки, коррекция АЧХ
В каждом из выходных каналов можно включить фильтры низких и высоких частот с регулировками, как частот среза, так и крутизны спада. В каждом канале, естественно, можно отдельно выставлять уровень сигнала. Задержки выходного сигнала дают возможность обманывать наш слух, заставляя его думать, что динамик расположен от слушателя дальше, чем он стоит на самом деле. В 800-м ее можно регулировать в каждом из выходных каналов с шагом в 0,05 мс, что эквивалентно "отодвиганию" динамика примерно на 1,7 см. Максимальная задержка - 10 мс, хватит, как говорится, за глаза. Корректировать АЧХ можно одним из двух способов на выбор: графическим или параметрическим эквалайзером. Графический - третьоктавный, каждый канал можно настраивать независимо. Диапазон регулирования: от - 12 до +12 дБ с шагом в 0,5 дБ. Параметрический эквалайзер имеет 10 полос регулирования. Диапазон уровней - те же плюс-минус 12 дБ, а добротность можно выставлять от 0,5 до 5. Для сохранения разных вариантов настроек есть банк пресетов в самом процессоре. Если вы будете настраивать процессор с компьютера, то настройки можно сохранять в отдельный файл. Фирменная функция обработки звукового сигнала MediaXpander Plus позволяет введением небольшой частотной коррекции и компрессирования сигнала адаптировать звучание под различные нужды. "Plus" здесь выразился в довольно приличном количестве предустановленных вариантов обработки сигнала, которые называются соответствующе задачам: Music, Cinema, Action и т.д., причем каждый из вариантов имеет по три степени глубины коррекции. Тут, правда, отметим, что полный список вариантов настройки MX доступен лишь для оптического входа, для аналоговых входов он несколько короче. Для тех, кто на дух не переносит различные улучшайзеры, естественно, предусмотрена возможность его отключения.
Возможности автоматической настройки
Настройка процессора вручную, да еще и с таким большим числом степеней свободы, - занятие довольно кропотливое, и бывает, ставит непрофессионала в тупик. Для таких случаев в 800-м содержится функция Imprint, хорошо известная по процессору Alpine РНА-Н100. Все, что вам потребуется для автонастройки - это микрофон и ноут с установленной программой Sound Manager. Imprint самостоятельно выставляет задержки и довольно подробно корректирует АЧХ. После автоматической настройки можно подкорректировать параметры еще и вручную. Еще одна технология автоматической настройки, которая есть в 800-м, пришла уже из другого процессора Alpine, на этот раз Fl Status - это RoadEQ. В отличие от Imprint, который достаточно настроить лишь один раз при инсталляции, RoadEQ подстраивается под окружающие условия, что называется, на лету. Если коротко, то суть этой технологии примерно в следующем. Процессор анализирует сигнал, пришедший с микрофона, и сигнал, который он выдает на своих выходах. Разница воспринимается процессором как посторонний шум, и он генерирует на своих выходах противофазный сигнал. Нечто похожее используется, к примеру, в наушниках с активным шумоподавлением, эффективно устраняющим монотонный фоновый шум. Только в 800-м эта система работает несколько эффективнее за счет более высокого быстродействия процессора.
Как звучит?
Теперь о главном - о впечатлениях от прослушивания. Чтобы тест получился интереснее, мы раздобыли нетвикнутого предшественника этого процессора - РНА-Н701. В качестве источника взяли Alpine DVA-9861Ri. Процессоры подключали к нему по оптике. Дальше по тракту - межблочные кабели The Chord Indigo Plus, модернизированный усилитель E.O.S. Classic 100, акустические кабели TchernovAudio Cuprum Original Two SC и трехполосная акустика Alpine Fl Status с родными кроссоверами. Основной задачей мы поставили сравнить разрешающую способность процессоров. Сначала, в качестве отправной точки, включаем 701-й и прогоняем знакомые треки. Очень достойный процессор, который нельзя упрекнуть в слишком скромной детальности звучания. Недаром же он снискал свою славу, будучи установленным не в одной чемпионской машине. После небольшого "прогрева ушей" сразу же переключаемся на 800-й. Признаться, никто из присутствующих в этот момент в лаборатории не ожидал такой разницы - реально создавалось ощущение, будто с исполнителей сбрасывали покрывало. "Контуры" звуковых образов очерчивались более четко и выразительно, мелкие нюансы записи передавались намного легче. Процессор не просто строил звуковую сцену более реалистично, а буквально формировал на ней, как выразился в свое время один из мэтров автозвука, объемную 3D-картинку.
Мидбасовый и басовый диапазоны звучали более собранно и упруго, струны бас-гитары или контрабаса на наших тестовых дисках передавались точнее и естественнее. В общем, что касается звука, то наш вердикт - процессор реально звучит.
Что в итоге?
Итак, давайте посмотрим на результат теста. Но прежде сделаем небольшой экскурс в историю, а точнее - оглянемся на процессоры Alpine последнего десятилетия. Во-первых, это довольно удачные, обладающие всеми необходимыми функциями, и при этом стоившие вполне вменяемых денег 700/701-е процессоры. Во-вторых, это обладающие великолепным звучанием и вдобавок содержащие в себе полезную функцию RoadEQ статусные 990-е. В-третьих, это доступные по цене 100-е, предлагающие очень интересную и вполне корректно работающую технологию автоматической настройки звука Imprint. И вот - 800-й. Он действительно вобрал в себя достоинства всех этих моделей. И при этом, что самое приятное, стоит более чем разумных, для своих возможностей, денег.