Янтарные звуки

Знаменитая Focal JMLab, в названии которой зашифровано словосочетание «Лаборатория Жака Мауля», принадлежит к числу крупнейших европейских изготовителей акустики и динамических головок. Она имеет собственный научно-исследовательский центр и производственные мощности, Находящиеся во Франции.
С момента своего основания и по сей день французская фирма, возглавляемая неутомимым Жаком Маулем, делает акцент на высокие технологии и нетривиальные решения. Благо у нее есть и крепкая команда инженеров-разработчиков, и собственное производство, из принципиальных соображений расположенное на родной земле, в городе Сент-Этьен. В инновационном портфеле Focal JMLab имеются как минимум два решения, обладающие статусом технологий мирового уровня. Первое — знаменитый инвертированный бериллиевый купол, который применяется для озвучивания высокочастотного диапазона в старших моделях Utopia и вторых по значимости Electra. Существуют лишь единичные примеры массового производства АС с бериллиевыми динамиками, поскольку этот металл очень дорог и труден в обработке. Второе — не менее известный эксклюзивный W-сэндвич, материал, применяемый для средне- и низкочастотных излучателей, тоже созданный в свое время для первой модели Utopia. Оба динамика постоянно совершенствуются, но неизменно присутствуют в топовых акустических системах Focal JMLab как яркий символ конструкторской и технологической состоятельности фирмы.
Измерения
Focal JMLab Electra 1038 Be II демонстрируют ровную АЧХ с очень умеренным спадом в сторону ВЧ. Примечателен широкий участок с минимальной неравномерностью, охватывающий почти пять октав, от верхнего баса до средних ВЧ включительно. Всплеск чувствительности в верхней октаве устраняется разворотом акустики от оси. Превалирования низкочастотной области также не следует ожидать по причине очень качественной работы АС в нижней части спектра. Нижняя граница по спаду — 10 дБ располагается на частоте 31 Гц. Чувствительность составляет 90 дБ. Модуль входного сопротивления имеет минимум 3,5 Ом и максимум на отметке 14 Ом. Учитывая флуктуации фазы, все это не представляет опасности для усилителя мощности. Уровень искажений весьма невелик во всем звуковом диапазоне и показательно мал в низкочастотной области, даже при высоких уровнях громкости.
Среднечастотник, установленный в самой верхней части колонки, и три одинаковых басовика имеют конусы из идентичного материала, крепящиеся к корзинам на резиновых мягких полуволновых подвесах. Материалом мембран, разумеется, служит эксклюзивный фирменный W-сэндвич, заготовка для которого представляет собой трехслойный конус из двух слоев тонкой стеклоткани изнутри и снаружи, разделенных посередине наполнителем из специальной пены. Фирменная технология предполагает спекание этого «блинчика» при заданном температурном режиме и прочих условиях, так что в результате получается структура с отличной жесткостью и внутренним демпфированием. Само название W-cone происходит от визуального сходства этой буквы со сдвоенным VV. Этот материал впервые появился у Focal в 1995 году в результате собственных исследований и использовался в самой первой Grande Utopia. Потом он неоднократно улучшался, и нынешний вариант представляет собой третье поколение экспериментов со стеклотканью. Возвращаясь к нашей паре, отметим, что среднечастотный излучатель располагается в отдельной камере и отличается от вуферов тем, что на последних установлены жесткие вогнутые защитные колпачки, движущиеся вместе с диффузором, а на СЧ-динамике черная центральная «крышка» жестко закреплена на торце магнитной системы, и диффузор, имея круглый вырез посередине, ходит вдоль нее, как по направляющей. Между средне- и низкочастотной секциями идет широкая горизонтальная вставка из алюминия, тщательно отшлифованного и окрашенного в тон твитеру под бериллий. Она несет на себе очередную инкарнацию знаменитого фирменного ВЧ-динамика — обратную полусферу из тончайшей бериллиевой фольги. Твитер прикрыт защитной сеточкой на магнитном крепеже, но она свободно удаляется, что и было сделано при прослушивании пары. Инвертированный купол, как и среднечастотник, установлен в изолированном отсеке, управляется неодимовым магнитом, а полная конструкция представляет собой вариант компрессионного драйвера, в терминологии Focal называемого бесконечной акустической нагрузкой. Судя по прилагаемым схемам, в камере динамика сзади есть дополнительный слой плотного поглотителя. Мощные высокие колонны, или, скорее, призмы с плавно изломанными гранями, сужаются к тылу. В отличие от сложно изогнутых Utopia корпуса Electra только слегка откинуты назад для минимального фазового согласования излучателей. Кабинеты изготовлены из MDF переменной толщины, доходящей до 5 см. Боковины покрыты великолепным светлым шпоном под названием «шампань», скругленная передняя панель имеет отделку, которую хочется назвать «звездная ночь», — черный блестящий лак с белой искрой. Ножки под днищем АС — сплошные бруски, закрепленные параллельно боковым граням; в комплект поставки входят также шипы. Гигантских размеров порт фазоинвертора смотрит в пол. На задней стенке, на алюминиевой шлифованной пластине располагается коммутационная панель с одной парой клемм под бананы и лопатки. При прогоне свиптона акустические системы Electra 1038 Be II продемонстрировали впечатляющую нижнюю границу баса. Подобные отчетливые низкочастотные таланты ясно говорят, что при инсталляции этих колонок не обойтись без вдумчивой расстановки.
Название «Электра» происходит от греческого слова, означающего янтарь, а янтарь всегда считался минералом особенным, магическим, наделенным необычными свойствами. К тому же он бывает очень разным, от совсем молочного, или почти красного, до практически прозрачной капли смолы, играющей на солнце, с мелкими пузырьками пойманного воздуха. Вот именно с последней разновидностью, прозрачной и насыщенной воздушными пузырьками, и сходно звучание Focal JMLab Electra 1038 Be II. Прежде всего, колонки обладают исключительной, непривычной микродетальностью, способностью не демонстративно, но весьма убедительно вытащить на свет мельчайшие подробности. В многосоставных и ансамблевых записях это проявляется наиболее ярко: две флейты на редкость согласованно и вдохновенно поют дуэтом, и прекрасно слышно, что это не просто звуки из ниоткуда, а игра двух человек, берущих дыхание и синхронизирующихся друг с другом. Аналогично и в симфоническом оркестре инструменты разделяются на голоса, у каждой группы есть свои особенности атаки и микрозадержки при вступлении, так что вместо обезличенного фронта и общей усредненной огибающей возникает широко дышащий оркестр с естественной «однородной неоднородностью» голосов. Акустические системы легко и непринужденно исполняют тончайшие вещи, демонстрируя выдающееся разрешение по всем параметрам — тембрам, ритму и микродинамике. От этого свободного и прозрачного звучания душа как-то потихоньку расправляется и отправляется в полет. Тембрально почерк АС нельзя назвать холодным или даже прохладным, Electra 1038 Be II кажутся нейтральными в высокой степени. Огромный объем звука, без труда генерируемого ими на мощных оркестровых пиках или органных долгих нотах, совсем не похож на грозный вал — скорее, на прозрачную до самого дна океаническую волну, при погружении в которую видно солнце над головой и бегущие струйки поднимающихся кверху воздушных пузырьков. Совсем нет давления, жесткого напора, прозрачный вал беспрепятственно прокатывается и заполняет все вокруг — крайне интересная и необычная подача: исключительная легкость и весомость одновременно. После того как динамический пик пройден и волна схлынула, остаются посверкивающие капли янтаря приглушенных линий и голосов с эталонной дикцией и пропорциями. Благодаря выдающемуся разрешению даже очень тихие фрагменты полны жизни и движения. Глубокий и точный бас отрабатывается свободно и с минимальными искажениями, становясь достойным фундаментом для необычно прозрачной середины.